На следующий день после посещения водопадов Белые скалы и Фата невесты, мы поехали на Псебенские водопады, которые тоже находятся в Туапсинском районе.

Аул Псебе

Путь наш лежал через аул Псебе. Находится он не так уж далеко от Ольгинки, в которой мы жили, в 20 километрах.

Дорога в аул Псебе

А до самого ближайшего водопада от аула Псебе ещё 10 километров неважной дороги. Итого мы проехали до водопадов около 30 километров.

От Новомихайловки до Псебе первое время (совсем недолго) идёт асфальт.

Дорога в аул Псебе после съезда с трассы

А дальше начинается грунтовая дорога, посыпанная мелким щебнем или чем-то вроде того.

Грунтовая дорога в аул Псебе

Когда по ней едешь, поднимаются тучи пыли. И так – до самого аула.

Едем по долине реки Псебе.

Дорога в аул Псебе

Такие виды по дороге в аул Псебе

Места красивейшие: широкое каменистое русло реки, дорога змеёй ползёт в горы.

Прямо с дороги видно каменистое русло реки (снято на ходу из машины)

Приехав в аул Псебе, мы нашли людей, которые возят туристов на водопады и там уже оставили свою машину и пересели на УАЗик. Но о том, как мы ездили на Псебенские водопады, будет отдельный рассказ. А пока я расскажу про сам аул.

Въезд в аул Псебе

Этот аул был основан адыгами 130 лет назад, в 1883 году. Здесь и сейчас живут в основном адыги. Аул небольшой, в нём всего 11 улиц. Населения немного, около полутысячи человек.

Аул Псебе раскинулся по обе стороны горной реки

Места здесь очень красивые. Если бы время позволяло, я бы с удовольствием пожила бы тут недельку-другую, тем более, что тут есть что посмотреть – в округе много гор с красивыми водопадами.

Аул Псебе

Через аул протекает река Псебе. Название реки (и соответственно аула) произошло от слияния двух адыгейских слов «псе» – «вода», «река» и «бэ» – «много».  Таким образом, название реки можно перевести как «Многоводная» или «Полноводная».

Псебе

Долина реки Псебе

Река по местным меркам и правда широкая и полноводная. Это – левый приток реки Нечепсухо, той самой, которую я показывала в рассказе о поездке на водопады Белые скалы у Новомихайловского.

Река Псебе в ауле Псебе

На берегу реки играли двое малышей, лет пяти не больше. Взрослых поблизости не видать. Бояться тут нечего: в такой речке не утонешь, а чужие сюда заглядывают редко. И если кто-то приезжает, то весь аул в курсе.

Река Псебе

Вскоре после того как мы прошли по мосту и спустились к реке, на берег вышла женщина и позвала одного из малышей: «Иди домой! С самого утра в речке сидишь!»

А как в ней сидеть? Вода довольно прохладная… Но местные дети не только загорелые, но и закалённые. Им это жизненно необходимо: температура воздуха в горах сильно меняется в течение суток. Весной и осенью здесь ночью может быть 10 градусов, а днём 25.

А это наши малыши на реке Псебе

Кстати, второй ребёнок, малышка, бегающая по берегу, оказалась дочкой хозяйки кафе. Именно отсюда и возят туристов на водопады.

Аул Псебе

УАЗик, на котором мы поедем на Псебенские водопады

Кафе находится в центре аула, неподалёку от моста через реку.

Мост высокий и покрыт ржавчиной.

Аул Псебе

Рядом с ним – каменная мельница.

Мельница в ауле Псебе

А вокруг – причудливые камни. Один похож на бегемота.

Аул Псебе

Другой – на рожицу какого-то древнего ящера.

Само кафе тихое и уютное.

Беседки в кафе устроены очень просто. Деревянные стойки, оплетённые ветками. Ветерок в таких беседках гуляет свободно, не душно и не жарко. А от солнца защищают.

Аул Псебе

Похоже, в этот день мы были первыми туристами в этих краях. И, скорее всего, единственными. Сюда не так уж часто заглядывают приезжие. Это место не так известно как водопады Белые скалы или Фата невесты.

Псебенские водопады

Когда мы вернулись с водопадов (о них я расскажу в другой раз), то зашли в кафе перекусить. Хозяйка готовит все блюда исключительно на заказ. Оно и понятно, не знаешь ведь – прибудут ли едоки. Так что всё здесь только свежее. Нас попросили подождать минут 10-15, пока будут готовы пирожки. Мы заказали с мясом (мужу и дочке) и с адыгейским сыром (мне и сыну). Пока они готовились, погуляли возле реки.

Аул Псебе

Пирожки оказались бесподобно вкусными! Кстати, с мясом я тоже попробовала. Но с сыром всё же мне понравились больше. Сыр нежный, я таких вкусных пирожков в жизни не ела.

Пирожки с адыгейским сыром

Уже приехав домой я стала искать информацию про эти водопады и про сам аул. И, скажу Вам, нашла негусто. Такое впечатление, что никто и не гулял по этому аулу. Кроме нас и Тимофея Баженова…

Тимофей Баженов снимал здесь фильм

Разыскивая в Интернете информацию про аул Псебе, я нашла фильм «Рыбный день», который Тимофей Баженов в прошлом году снимал в этих краях. Про рыбные дожди. То есть когда рыба во время дождя падает прямо с неба. А иногда – ещё лягушки и жабы.

Баженов в Псебе

Тимофей Баженов возле указателя на Псебе. Кадр из фильма «Человек для опытов. Рыбный день» Тимофея Баженова

Передачу эту я видела уже давно (мы всей семьёй смотрим всё, что делает Баженов, а наша младшая дочка так и вовсе его обожает, она его передачи с пяти лет уже смотрит – не отрываясь и по нескольку раз, на канале «Моя планета»), но как-то у меня в голове не отложилось тогда, что места, про которые он рассказывает, возле аула Псебе. А то бы я у местных тоже поспрашивала про рыбные дожди. 🙂

Баженов в ауле Псебе

Тимофей Баженов у моста в ауле Псебе. Кадр из фильма «Рыбный день»

В аннотации к передаче говорится почему-то, что этот аул находится в Адыгее. Но это не так. Он расположен, как я уже сказала, в Туапсинском районе Краснодарского края. Хотя до самой Адыгеи тут рукой подать, и в ауле живут в основном адыги – трудолюбивые и гостеприимные люди.

Аул Псебе — красивое тихое место

Если Вас заинтересует посмотреть по каким дорогам мы ездили, и почему, как и Баженов, мы тоже пожалели свою красивую машину 🙂 и пересели на УАЗик, то смотрите видео известного российского телеведущего здесь. Как раз он и ездил к тому самому водопаду, куда и мы. У меня в этом нет ни малейшего сомнения, я же видела своими глазами все эти места.

Баженов у водопада

Тимофей Баженов у Псебенского водопада. Кадр из фильма «Рыбный день»

А насчёт того, что это якобы в Адыгее – так это просто описателей, тех, что писали аннотацию к фильму, растиражированную по Сети, сбил с толку знак на въезде в Адыгею, мимо которого ехал Баженов (ну и мы тоже). Мимо него едут все по дороге к Чёрному морю…

Адыгея

Как я уже сказала, дочка моя Баженова обожает. Мечтает, чтобы мы его как-нибудь в гости пригласили и показали ему красоты и загадочные места Донского края. Всё просит, чтобы я ему письмо написала. 🙂 Ну, может, и пригласим. Нам и правда есть, что ему показать. А пока она очень радуется, что мы побывали в тех же местах, что и её любимый телеведущий.

Псебе

Долина реки Псебе

А своё видео я попозже выложу. Некогда мне им сейчас заниматься. А в следующий раз расскажу о самой поездке на Псебенские водопады.

Псебенские водопады

Автор блога «Дороги мира» у Псебенских водопадов

А Вам понравился аул Псебе?