Автор: Светлана Куша (kusha69).
Не только роскошной красотой кавказской природы прославилось Гуамское ущелье. Есть здесь и рукотворная достопримечательность – Апшеронская узкоколейная железная дорога.
Прокладывать её начали в 1927 году. Ширина железнодорожной колеи всего 75 сантиметров.
Апшеронская узкоколейная железная дорога — история
Рельсы и шпалы в Гуамском ущелье – это сохранившийся (действующий) участок Апшеронской узкоколейной железной дороги, самой длинной горной узкоколейки в России. Раньше её использовали для перевозки леса из Мезмая и доставки пассажиров. Длиной она была почти 60 километров и связывала Апшеронск со станцией Шпалорез.
Участок железной дороги Гуамского ущелья соединял Краснодарский край с Адыгеей и тянулся от хутора Гуамка до Камышановой Поляны, проходя через посёлок Мезмай.
Говорят, дорогу строили заключённые. Многие из них погибли здесь. Строительство железной дороги в Гуамском ущелье – дело невероятно сложное. Путь прокладывали с помощью направленных взрывов. Гуамское ущелье – длинное и узкое. Закладывать взрывчатку и уходить, чтобы потом вернуться – это очень долго. Поэтому люди во время взрывов прятались за выступами и в углублениях скал. А ещё и закладывали заряды как настоящие альпинисты, с помощью верёвок, потому что пути как такового не было и к некоторым местам можно было добраться только по отвесным скалам.
В 1942-м партизаны два раза взрывали железнодорожный мост через реку, препятствуя продвижению фашистов к Сочи. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
В 2002-м году после крупного наводнения регулярное железнодорожное сообщение по участку прекратили. Но затем Апшеронскую узкоколейную железную дорогу частично реконструировали.
В 2011-м оползнем смело немалый отрезок железной дороги Гуамского ущелья. С тех пор от Мезмая до Гуамского ущелья можно добраться лишь пешим ходом. Что мы и сделали.
Когда идёшь со стороны Мезмая, то по дороге видна серая стела с надписью: «Светлой памяти Дедовой Марии Архиповне посвящается… 1979 г.» Это – памятник обходчице, погибшей во время схода селя.
Возможно, она могла бы убежать и спастись, но потратила время на звонок на нижнюю станцию, чтобы предупредить об опасности. Там как раз должен был идти поезд с пассажирами…
У памятника – свежие букеты цветов. Светлая память отважной женщине…
Экскурсионный поезд Гуамского ущелья
От Урочища Монахово до Гуамки курсирует экскурсионный состав из трёх вагонов. Он ползёт очень медленно, а экскурсовод во время поездки рассказывает туристам историю и многочисленные легенды Гуамского ущелья. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Длина маршрута чуть более 1 километра 700 метров. Это расстояние тепловоз преодолевает за четверть часа.
Состав доходит до кафе «1707», более известное под оригинальным названием «Домик космонавтов». Названо так, потому что в 1971-м кафе посетил космонавт Виктор Васильевич Горбатко после своего первого космического полёта (который совершил в 1969 г.).
Ну а название «1707» ещё более понятно. Заведение общепита расположено на 1707 метре длины железной дороги Гуамского ущелья.
Кафе «1707» работает с 9:00 до 19:00. Меню небогатое: шашлык из свинины (100 грамм – 150 р.), плов, чай, лепёшки. Мы там ели плов с говядиной. 250 грамм – 150 р. Порция приличная, вполне можно наесться, но плов не очень вкусный. Внутри кафешки не снимала. Ничего примечательного там нет. Домик под жестяной крышей, а возле него беседка, обтянутая плёнкой.
Цена билета на железную дорогу Гуамского ущелья (цены 2016 года): проезд на экскурсионном поезде – 200 рублей со взрослого, 100 рублей с ребёнка от 7 до 13 лет. Дети до 6 лет – бесплатно. Льготные категории (инвалиды 1-й, 2-й групп, участники ВОВ, боевых действий, ликвидаторы Чернобыльской аварии, Герои России и Советского союза) – бесплатно.
Можно прокатиться и на дрезине: 100 руб. со взрослого, 50 руб. с ребёнка от 7 до 13 лет.
Со стороны Мезмая кассы нет. Оплата на выходе из вагона у кассы главного входа.
Состав ходит с 9:00 до 18:00 ежедневно, кроме понедельника и вторника. Когда едет поезд, движение пешеходов по железной дороге запрещено.
Мы на экскурсионном составе не катались. Саня с Мариной обратно на дрезине поехали. Захотелось им покататься.
А по мне – пешком интереснее. Виды красивые. Одно удовольствие прогуляться.
Гуамское ущелье – правила поведения, особенности
Ходить пешком по железнодорожным путям можно только до 9 утра или после 18 часов. А также по понедельникам и вторникам.
Считается, что Гуамское ущелье опасно для туристов, и надо соблюдать осторожность по трём причинам:
1. Со скалы может упасть камень или дерево, особенно во время дождя или после;
2. Можно попасть под поезд, так как местами с одной стороны от железной дороги – стена, с другой – обрыв и пешеходам негде пропустить состав (но он идёт очень медленно, есть возможность разминуться с ним в более широком месте);
3. Можно случайно оступиться и упасть с высокого обрыва в бурную реку.
Впрочем, злые языки говорят, что пешеходам тут угрожают только бегающие вагончики. А камни падают крайне редко.
Также строго запрещён проезд по Гуамскому ущелью на велосипеде. Велосипедистов не видела ни одного!
И ещё тут очень плохо ловит мобильная связь. Зачастую просто её нет. Высокие скалы мешают прохождению сигнала.
Понравилось Вам Гуамское ушелье?
Что больше хочется – покататься там по железной дороге или пешком прогуляться?
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.
© Текст: делилась впечатлениями Светлана Kusha69, записала с её слов и добавила исторические детали Галина Шефер. Фото: Светлана Kusha69, Денис, Елена. Сайт «Дороги мира», 2017. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
—————
Схожие записи:
Мезмай зимой, или сказка «Двенадцать месяцев»
Плато Лагонаки, хребет Азиш-Тау
Скала Чёртов палец, хребет Уна-Коз
Достопримечательности Адыгеи: скала «Пронеси, Господи!»
Ужасная и прекрасная Хаджохская теснина
Канатная дорога Адыгеи в Даховской
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Мне большее удовольствие доставляет прогулка по ущелью пешком. Причем в юности только так и путешествовали от Мезмая к Гуамке. Воспоминания самые прекрасные
Анна, я тоже думаю, что пешком там гулять лучше! Хотя и в вагончиках есть какая-то романтика…
Остановка так романтично в этих местах смотрится. Как отдельная достопримечательность:) Наверное, и на дрезине неплохо прокатнуться — вагончики открыты, все прекрасно можно рассмотреть.
Да, и место очень необычное для катания в вагоне. Такая поездка хоть и короткая, но очень запоминающаяся!
Однако, получается экстремальная прогулка по этому ущелью. Но виды замечательные, а ощущение, будто в каком-то приключенческом фильме.
Валентина, это ты по поводу камней? Они везде могут посыпаться, где высокие крутые обрывы. А если насчёт вагончиков — то они очень медленно едут. Вот если бы они носились там — это да, очень опасно было бы…
Я бы и покаталась, и пешком прошлась. Красивое место.
Точно! Многие так и делают. Туда — на поезде, обратно пешком. Или наоборот. Чтобы испытать все ощущения.
Какая увлекательная виртуальная прогулка у нас вышла! Спасибо, фотоотчет такой подробный, что как будто сами прогулялись по железной дороге!
Ирина и Игорь, спасибо, что не забываете заглядывать! У нас здесь всегда много интересного. 🙂
Я бы с удовольствием прокатилась! Всегда любила поезда и с опаской относилась к самолетам. Мне хорошо знакомы железные дороги многих стран, даже с севера Англии в Киев я езжу на поезде (с пересадками, конечно :)).
Я раньше много летала самолётами, но теперь, наверное повзрослела, помудрела — и тоже стала относиться к ним с некоторой опаской. Понимаю, что не летать самолётами- это сильно ограничивать себя в плане географии, но всё же мне больше по душе автопутешествия. И не только в плане безопасности (это не то, конечно, ведь по статистике людей в автокатастрофах гибнет больше — прошу прощения за мой «оптимизм»), но это — иной стиль, когда ты живёшь путешествием ещё в дороге — и за окном целая жизнь.
И поезда тоже раньше любила. По той же причине — такая панорама за окном! Помню, когда ездили в детстве на море — почти всю дорогу смотрела, как меняются пейзажи за окном! Романтика!
Сейчас авто люблю больше. Они просто дают больше свободы в перемещении. Можно доехать, куда не ходят поезда. И ещё я очень люблю комфорт и не люблю вокзалы…
Да, отклонилась от темы. По ущелью прошлась бы с бОльшим удовольствием пешком. 🙂 Я как почитала, что эти дрезины и поезда иногда с рельс сходят — бррр… Там очень крутое ущелье! Пешком надёжнее как-то. ))
Изумительно красивое место: зелень, горы и, кажется, не очень много людей? И вагончик какой-то очень милый, как игрушечный.
Строить в таких местах всегда очень опасно, даже когда используются строительные роботы. А тут-то они точно не использовались. Но при этом ведь всё работает, значит, хорошо построили и более-менее прилично поддерживают.
Здравствуйте, Галина! О да, пусть виртуальная, но прогулка по Гуамскому ущелью впечатляет. Я не переношу замкнутых помещений, а тут в долине такие отвесные и высокие скалы, что у меня сердце сдавило. Но что правда — так это красота невероятная. И камешки-то такие впечатляющие возле путей лежат! Вот вам и редко, но, похоже, все-таки падают… Очень тронула история простой, но по-настоящему героической женщины Марии Архиповны. Спасибо за рассказ, Галина. Все интересные места в мире не объедешь, хорошо, что о них можно почитать.
Какие красивые места все-таки у нас есть! Спасибо за такую замечательную прогулку, Галя!
Очень красивое место с историей, стоит такие природные места посещать и почаще.
Анастасия, природные места зачастую красивее созданных человеком. Потому что самые лучшие архитекторы пытаются вторить природе, а она на самом деле — неповторима.
Какой замечательный паровозик. Но ехать, наверное, страшнее, чем идти…
Мне тоже так кажется. Пешком ещё и интереснее. Хотя и на таком паровозике необычно покататься.
Красиво… завораживающе красиво)))) … и составчик такой интересный, как игрушка)))