Скоростной трамвай смело можно назвать одной из достопримечательностей Волгограда, настолько он необычен. Ведь у него на линии есть не только наземные, но и подземные части маршрута…
Более того, волгоградский трамвай включён в список самых интересных в мире трамвайных линий. В списке всего 12 таких линий, и волгоградская занимает в нём четвёртое место.
Волгоградский скоростной трамвай называют также «подземным трамваем», «метротрамом» и даже «Волгоградским метро», так как это и есть в некотором роде гибрид метро и трамвая.
Когда мы были в Волгограде, то в основном гуляли по центру пешком. Но Волгоград – это огромный город (его протяжённость вдоль Волги – 60 километров!) и везде пешком не походишь.
Поэтому в Старую Сарепту или на наше озеро мы ездили на машине. Но иногда катались и на знаменитом волгоградском скоростном трамвае. Мы жили недалеко от центра, рядом с Музеем Сталинградской битвы и площадью Ленина. И ездили на скоростном трамвае на Мамаев курган (четвёртая по счёту станция от «Площади Ленина»), на «Площадь Чекистов», к памятнику собаке (третья станция от «Площади Ленина», но уже в другую сторону), и от волгоградской набережной и Аллеи Героев к себе на квартиру (от соседней станции «Комсомольская»).
Мы (точнее, взрослая часть нашей семьи) ездили на трамваях в Волгограде и раньше. Я уже рассказывала, что в этом городе была много-много раз. Поэтому мне было не в новинку трамвайное метро, как его сразу назвали наши дети. А вот они-то его видели впервые. И после первой же поездки на метротраме стали просить ещё и ещё! Для малышей это было настоящим развлечением, увлекательным аттракционом. Честно признаться, и для меня тоже…
Волгоградский скоростной трамвай иногда называют метротрам (метро-трамвай), так что дети были отчасти правы, назвав его трамвайным метро. Трамвай в Волгограде соединяет пять городских районов (а всего их восемь) и весь маршрут включает в себя 22 станции, а длина трамвайной линии – более 17 километров.
Волгоградский метротрам совсем ещё молод – в ноябре следующего года ему будет ровно 30 лет.
Вход на станции скоростного трамвая напоминает не долгий спуск в метро, а обычный подземный переход. Большинство станций расположены неглубоко. На наибольшей глубине находится «Профсоюзная», к ней надо спускаться на 14 метров.
На самой глубокой станции мы не побывали (не доехали до неё всего одну остановку). Зато побывали на самой высокой.
Мы катались обычно от станций «Площадь Ленина» (неподалёку от неё жили) и «Комсомольская» (вторая находится на углу проспекта Ленина и улицы Комсомольской, от неё близко Аллея Героев, по ней мы иногда возвращались с набережной). Станция «Площадь Ленина» находится на глубине всего в 7 метров под землёй. Но на ней есть два небольших эскалатора.
В общем-то, мы не задавались целью изучать метротрам (и, как оказалось, напрасно – там много интересного) и знакомились со станциями попутно. Когда ехали на площадь Чекистов, по ошибке сели не на тот номер подземного трамвая и вышли для пересадки на станции «Пионерская». В отличие от других станций, эта расположена в 15 метрах над землёй! И выходит она на эстакаду моста через реку Царица (в честь этой реки город на Волге когда-то назывался Царицын). То есть трамвай, вылетая из тёмного длинного тоннеля, сразу оказывается на светлой застеклённой станции высоко над землёй. Очень необычно.
Но главная необычность волгоградского метротрама заключается в том, что на подземных участках трамваи перестраиваются из привычного правостороннего движения в левостороннее. При этом по поверхности земли движение у них правостороннее. Это сделано потому, что у трамваев старого образца выход из вагона только на одну сторону, а не как у вагонов метро на обе. И инженеры придумали хитрое решение с движением трамваев по перекрещивающимся друг над другом тоннелям.
Удивителен и режим работы метротрама. На станции «Площадь Ленина» висит расписание. И работает она с 5:30 до 23:37.
Ну разве не потрясающе? Ладно бы до 23:30 или до 23:40, но такая точность, прямо до минутки не может не поражать…
К сожалению, я не так уж много уделила времени изучению особенностей этой достопримечательности Волгограда. А вот Юля, автор Блога Юльчатки, очень интересно рассказывает про Волгоградский метротрам, и некоторые станции показывает. Надеюсь, мы ещё будем в Волгограде и тогда я внимательнее присмотрюсь и к станциям скоростного трамвая, и ко многим другим его особенностям. И, конечно, всё пофотографирую, а потом и Вам покажу.
А Вы когда-нибудь катались на волгоградском подземном трамвае?
Что наиболее поразило?
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
—————-
Схожие записи:
Родина-мать на Мамаевом кургане
Старая Сарепта — немецкий уголок на Волге
Медведицкая гряда, или как интересно провести выходные
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!
Не слышала никогда о подземном трамвае, это почти что метро, и удобно очень, никаких заторов и быстро.
Да, действительно очень быстро и удобно. И не надо в пробках стоять да на светофорах. Тем более в таком длинном городе.
Потрясающая вещь! Интересно, почему в Волгограде не сделали полноценное метро. У нас, например, некоторые линии метро (например, Филевская), идут частично по улице.
А еще поразило, что до сих пор есть «Площадь чекистов». Впрочем, это ведь наше прошлое!
Наверное, полноценное метро не каждый город себе может позволить. Всё-таки это очень дорого. И хорошо, что нет метро. Зато есть то, чего нет в других городах — подземный трамвай. 🙂
Да, неоднозначно у нас с историей. Само слово «чекист» вызывает массу негативных ассоциаций. Но что есть то есть. Кстати, интересная площадь, оказывается. Я о ней ещё расскажу.
Галя, я сама радовалась, как ребёнок, когда в прошлом году мне разрешили покататься на метротраме 😀
А вот на «Площадь Ленина» (остановку) мы не дошли. Спускались на «Комсомольскую», так как именно в центре и гуляли. Я хоть у тебя её посмотрю, а то и не знаю, доведётся ли напроситься ещё раз на покатушки )) Спасибо!
В Волгограде и помимо метротрама много чего интересного, но я с радостью бы ещё покаталась на этом чудо-трамвае. А заодно и посмотрела бы все подземные станции. Это же так необычно! Я у тебя в блоге видела, там есть и красивые такие. Не московское метро, конечно, но тоже ничего так, есть на что взглянуть.
С удовольствием вспоминаю то время, когда катался на этом чудесном транспорте! Мне он нравится намного больше, чем метро — ведь в нем можно и в окошки поглазеть.
В окошки поглазеть — это ведь только на поверхности. Но мне тоже понравился больше, чем метро. Потому что в метро слишком уж шумно.
Вот это дааа… Я думала такие метротрамы только в Нидерландах существуют. Честно, здесь тоже метро, как такового нет, но есть скоростной трамвай, который даже соединяет города (Гаага и Роттердам) и проходит над землей и под.
А, названия станций в Волгограде сродни московским — «Комсомольская», «Профсоюзная», «Площадь Ильича» 🙂
А в Нидерландах тоже есть? Ты рассказывала о нём? Интересно посмотреть, какой скоростной трамвай в Нидерландах, узнать про его особенности.
Я бы покаталась. Люблю быструю езду. Раньше в метро казалось, что уши закладывает, а потом привыкла и уже ничего не чувствую.
Здесь не так шумно как в метро. И людей тоже меньше. Хотя, может быть нам просто повезло — мы же на праздниках там были.
О существовании скоростного трамвая в Волгораде я знала, но считала, что вся его линия пролегает исключительно над землей. Интересные фотографии, действительно станции напоминают метрополитен.
К сожалению, я не все станции подземные сфотографировала. Этому надо было бы отдельный день посвятить, но его у меня не было. Там интересного рассказать и показать можно было бы раза в два больше. Но, может, в другой раз представится такая возможность. А к Юле загляните, у неё там несколько подробнее и фотографий больше, с других станций.
Ой, так это же тоже самое московское метро только с трамваем вместо полноценного поезда, я с детства помню, что московское метро — прекрасно, оно то под землей, то по улице катается 🙂 А почему трамвай? Можно же было сделать метро. Галь, а у вас в Ростове есть метро?
Я из всего общественного транспорта только метро и признаю — там меня не укачивает и можно спокойно смотреть фильмы ))) Больше всего мне запомнилось метро в Дубаях — там все стерильно чисто и в поездах нет машинистов.
Почему трамвай — не знаю. Дешевле. И так исторические сложилось. Изюминка Волгограда, мне нравится.
Метро (обычное метро) я не люблю. Слишком шумное. Хотя я вообще общественный транспорт никакой не люблю. 🙂 Но он, безусловно, нужен. Как и метро в Ростове. У нас метро собираются строить … уж не помню сколько лет… С тех пор как город стал миллионником. Может, когда-то построят. У нас было много отговорок — сложные грунты, пески, грунтовые воды и столько всего, что я всё и не перескажу тебе. Но в Питере в болотах метро построили — и ничего.
А как это в поездах нет машинистов?
Я к чему спрашивала — может, поэтому у деток и восторгов много, что метро в Ростове пока нет и для них это что-то новое. Ваши власти просто пока не поняли КАК много можно растащить по карманам за те годы, что они будут строить метро 🙂
Вот так — дубайское метро полностью автоматизировано, там нет машинистов, поезда-призраки )))
Ой, мне кажется, они поняли, сколько можно растащить ещё на стадии проектирования. 🙂 )) Так что это — надолго!
Саш, у меня у самой был полный восторг от метротрама! Трамвай — и под землёй! Полный сюрреализм! 🙂 Хотя мои дети на трамваях тоже не часто катаются. Младший — вообще впервые. Мы люди дикие, сами социопаты 🙂 и детей не приобщаем к социуму, они у нас всюду на машине ездят. Дочка впервые в два года на автобусе прокатилась и от ужаса расплакалась на весь автобус! Людей много, видите ли. )) А сейчас если едем куда-то на автобусе, то для неё это — приключение из разряда городской аттракцион. 🙂
Ааа, поняла, у вас, наверное, несколько машин и ты тоже водишь, на одной все точно не успеть 🙂
Ой, бедный ребенок. Но куда от этого социума деваться-то? )))
Да нет, одна у нас сейчас машина. Я сознательно отказалась от такого счастья. По многим причинам, которые долго-долго перечислять. Я вообще если недалеко, то пешком предпочитаю. А то и так уже одно место скоро форму стула приобретёт. ))
Зато когда ездим на общественном транспорте, то для ребёнка это — праздник! 🙂 Вот в школу осенью пойдём, буду со школы забирать в плохую погоду на автобусе. А в хорошую — пешочком. Ходить я люблю. И детей к этому приучаю.
Мне у тебя учиться — я ни от чего не отказываюсь, что мне сулит комфорт и удобство. Все мне надо. Загребущая я )) Классно, что все в пешей доступности. Какая точка? Какого стула? Ты на спорт ходишь? )))
Не, я девушка не спортивная абсолютно, мне некогда и лень (да, отговорки, да, последняя причина — единственная определяющая…). Я предпочитаю разминаться гуляя где-то или плавая в водоёмах. А тренироваться в спортзале — это не моё нисколечко. Хотя спасибо, что напомнила. 🙂 С понедельника надо бы гимнастику начать делать хоть какую-нибудь. А то мои гири запылились, наверное…
От удобств я тоже не отказываюсь. Если мне нравится ходить — то я и хожу, а если далеко, напряг, погода плохая — то муж отвезёт. Или такси. Ну в крайнем случае поеду на автобусе, я не гордая. ))
А про точку я говорила пятую. И про стул, на котором сижу (иногда пересаживаюсь на фитнесс-болл, но на нём сосредоточиться не могу, да и сидеть долго неудобно). Прости, если разочаровала. По наследству досталась не идеальная, но хорошая фигура, которая позволяет мне лениться. А поскольку перфекционизмом в этой области я не страдаю, то предпочитаю тратить время на то, что мне интересно. Вот, с тобой, например, болтаю. 😉 А могла бы в это время в спортзале заниматься… ))
Статью Юльчатки я читала. Уже тогда поразилась этому чуду техники. Это, конечно, достопримечательность Волгограда, однозначно. Также как канатная дорога в Нижнем. Если повезет и в Волгограде побываю, обязательно прокачусь на этом «метрошном трамвае». Эх, прокачусь!!!
Галка, статья как всегда — класс! Будто с вами ехала. 🙂
Ой, спасибо, Галюш! Я уже всерьёз задумываюсь о формате видео (не видео-блог, конечно, это не моя стезя), чтобы был больше эффект присутствия. Но всё никак не соберусь. Видео — пожиратель времени ещё больший, чем фото. Мне бы ещё с десяток жизней, а? 😉
Такие вот изюминки придают невероятную прелесть городам. Я обожаю такое — чтобы было аутентичное — чтобы только здесь и нигде больше.
А тебе, конечно, повезёт! Стоит только очень захотеть — и ты обязательно приедешь в Волгоград. Это не туристический город, но, поверь, там есть что посмотреть. Даже если там и не было романтической юности.
Мне кажется, что интересен каждый город, даже не туристический. А уж город такого масштаба, истории — тем более. Да и посмотреть там есть что. Одна Волга чего стоит. Для меня каждый город, который стоит на каком-то водоеме, тем более такой реке, как Волга, интересен.
Это даже и лучше, что там нет столпотворения туристов, как, например, в Суздале. А посмотреть и правда есть что. Я там сколько была — и то не всё видела. Так что обязательно съездим ещё.
Ну вот, теперь после такой статьи властям города придется пускать дополнительные составы трамваев. Отбоя от желающих, прокатиться не будет))) Спасибо Галь за подземный репортаж, я даже не знала, что бывают такие метротрамы, слово то какое забавное))
Тань, Волгоград — не слишком туристический город. Почему-то там наплыв туристов только в мае (и то, в основном, всё это ветераны и школьники). Хотя, конечно, и сам Волгоград, и метротрам, и многие другие достопримечательности заслуживают внимания. Буду рада, если моя статья у кого-то пробудит интерес и желание побывать в этом чудесном городе и, конечно, покататься на подземном трамвае. 🙂
Прикольно!!! А я, кстати, уже слышал об этом метротраме: из передачи +100500 в интернете. Там, правда, много ненормативной лексики, но в целом классно, веселое шоу. Могу ссылку дать на выпуск с обзором этого волгоградского метро)))
Не, не надо, спасибо! Я и без ненормативной лексики с этим метротрамом немного познакомилась. 🙂
Я смотрела передачу про волгоградский метротрам, очень необычный вид транспорта )
Да, очень необычный вид транспорта. Точнее — сам транспорт — обычный трамвай, но вот применение его очень необычное. А передачу по «Моей планете» смотрели? Если да, то эту я тоже видела.
С интересом прочла статью, посмотрела фото. Метротрам — об этом слышу впервые. Молодцы волгоградцы, здорово придумали. А вот у нас, в моем родном городе, вообще убрали трамвайную линию, как будто ничего и не было, а жаль.
У нас тоже на многих маршрутах рельсы убрали, осталась только пара трамвайных линий в центре, а раньше были и на Западный, и на Северный, теперь нет. Может, со временем и у нас трамвай совсем исчезнет. Но пока что очередные трамвайные пути ремонтируют (делают бетонную звукоподавляющую подушку, типа бесшумный трамвай будет). Хранить свои традиции и изюминки не каждый город умеет. У волгоградцев многим есть чему поучиться.
Ух ты да вот я как раз подумал, как же трамваи с дверями с одной стороны то на станции заезжают, а они вон как хитро придумали что они наоборот ходят 🙂
Инженеры — люди изобретательные. Говорят, такого нигде больше в мире нет. Хотя вот, оказывается, в Нидерландах есть метротрам. Но, наверное, другой. Иначе устроенный.
Да совершенно потрясающие вещи есть в России, оказывается! В Волгограде был только один раз проездом и толком по городу не гулял. Что ж буду знать теперь куда отправиться там в первую очередь!
🙂 В России много чего удивительного есть.
Столько всего удивительного в мире, даже не знала, что такой метротрам существует ))) Это же надо было придти к такому решению! Здорово, спасибо за такой интересный рассказ )))
Я тоже, когда впервые метротрам увидела, сильно удивилась. Хотя и знала, что есть такой (муж рассказал), но всё-таки ездить на трамвае под землёй очень непривычно!
Могу себе представить! Я бы тоже, даже зная о таком явлении, сильно удивлялась бы )))
О да, я там каждый раз радуюсь, спускаясь в метротрам, ну как ребёнок просто. 🙂 А уж у детей и вовсе полный восторг!
У современных детей в этом смысле все по-другому — для нас транспорт был обыденностью, да и теперь чем меньше на нем катаешься, тем лучше, зато вот сын мой обожает и метро, и трамваи ))) Правда, чуть только народу много, сидеть негде, так сразу пищать начинает! )))
Вот и мои относятся к общественному транспорту как к развлечению. Однажды отправили дочку с бабушкой в парк. Возвращаются и дочка говорит: «А мы катались с бабушкой на автобусе!» Во как! ))
Ага, и столько радости — можно прямо как самостоятельное развлечение использовать ))) И слава Богу, что так! Пусть наши дети живут хорошо )))
Ну вот школа у нас начнётся, а машина в семье одна. Иногда буду забирать со школы на автобусе. И уже не будет больше это редким развлечением. Хотя в хорошую погоду будем ходить пешком! Всего три остановки-то.
Да, Волгоградский скоростной трамвай — это наша местная достопримечательность. Когда к нам приезжают гости или друзья впервые, все с большим любопытством катаются на трамвае. А обычные жители города, наверное, уже настолько привыкли к его существованию, что рассматривают его как обычное средство передвижения. На самом деле история трамвая очень интересна. Первые трамваи появились в Царицине сто лет назад. В этом году город праздновал 100 летний юбилей Волгоградскому трамваю. И в городе появилась еще одна достопримечательность — «Памятник трамваю». Так что в следующий приезд можете посетить это место. Установлен памятник в Волгоградском городском саду.
Ух ты, здорово-то как! Памятник трамваю! Обязательно сходим и туда, когда будем в Волгограде. Спасибо!
Я живу в Волгограде. Скоростной трамвай старого типа едет до станции площадь Чекистов. Нет в Волгограде площади Чкалова. А когда решили построить метро, то оказалось, что метро разрешают строить в городах с населением больше 1000000, а в Волгограде тогда жило 800000 человек, вот и решили спустить трамвай под землю.
Михаил, большое спасибо, что заметили ошибку! Действительно, я думала про площадь Чекистов, а написала почему-то Чкалова. 🙁 Уже исправила.
И спасибо за разъяснение по поводу появления такого необычного трамвая в Волгограде.
Один из признаков настоящего ростовчанина: при слове «метро» начинается нервный тик. Так что Волгограду ещё повезло, хотя бы такое у него есть.
Я не настоящий ростовчанин. Я — настоящая ростовчанка. 🙂 Видимо, по этому у меня нервного тика вообще нет. И при слове «метро» — тоже. У нас, по моему, большинство людей относится к метро, как к какой-то идее фикс, хотя сейчас о нём снова заговорили, и вроде даже вот-вот обещают, что появится, но никто в это уже не верит. ))) Думаю, метро здорово разгрузит город. Но я всё равно на нём ездить не буду — не люблю метро. А пока это слово у ростовчан ассоциируется только с сетью магазинов, хотя там ударение вроде и не на тот слог, но все ставят именно так.
А трамваи у нас почти все извели. Пара веток на весь город осталась. Так что участь метротрама нашему ростовскому трамваю не грозит.
Здравствуйте, Галина. А вот скоростной трамвай я тоже видела, ездила. В 2012 году на День победы была в Волгограде, смотрели парад, а потом отправились на трамвайчике на Мамаев Курган, совершая поездку то под землей, то сверху. Быстро, без «пробок», хотя я их в городе не заметила в эти праздничные дни. Даже плохая погода (дождь, ветер)не помешали понять все величие праздника Победы. А станции, и правда, напоминают метро
Мы тоже были в Волгограде на майских праздниках 2012 года. Правда, на первых майских. И была прекрасная погода. А пробок в Волгограде я вообще никогда не видела. Улицы широкие, просторные…
Это же замечательно, когда можно проехать по широким и просторным улицам без заторов. В нашем Краснодаре даже при 4-х полосном движении — это невозможно. Вот поэтому и сравниваю все с нашими «правилами». Кстати, в Великом Новгороде и Астрахани (как же мне там понравилось!) я тоже не видела скопление машин
Интересный трамвайчик, очень напоминает метро. Для меня метро самый удобный вид транспорта. На нем можно быстрее всего добраться в нужное место. Правда, не очень комфортный вид транспорта, но чем-то нужно жертвовать.)
Никогда не слышала о таком виде транспорта! 🙂 В метро ездила, на трамвае тоже, а вот на метротраме пока не приходилось
Автор, я живу в Волгограде, а вот первый раз приехал в Москву, когда мне было 5 лет, и когда спустился в метро и увидел, что из туннеля, да и ещё так быстро, выехал… поезд! Для меня это было настоящей неожиданностью прямо точно также, как и туристы, приехавшие из Москвы или Санкт-Петербурга в Волгоград первый раз и спускаются в метротрам, я помню, что тогда я прямо сказал » ВАУ! Как круто в Москве! В Волгограде обычный трамвай под землёй едет, а тут прям поезд!» Было очень круто! Конечно жалко, что в Волгограде метротрам охватывает только 5 из 8 районов города, а хотелось, чтобы его продлили и до южного края города, но это очень дорогое удовольствие будет, а денег у регионального бюджета нет, поэтому этот проект власти заморозили и так и не до строили до южного края города и этот проект был отложен на не определённый срок… ну всё равно будем надеяться, что проект возобновят и в итоге всё таки когда нибудь достроят метротрам, чтобы он охватил весь город, от самого северной и до самой южной точки города! А сам метротрам и вправду супер необычный транспорт, быстрый и удобный! Особенно, когда едет подземлёй, вообще БАЛДЁШЬ! Трамвай, который едет под землёй — настоящая редкость! Во всем мире найдёшь всего лишь несколько таких городов с похожий транспортом!
Большое спасибо за столь интересный комментарий! Это и правда круто и очень необычно!