Кабардино-Балкария славится красивой природой. Черекское ущелье – место, где захватывает дух от увиденного. А ещё здесь – самая ужасающая дорога, которую мы видели…
Второе название ущелья – Балкарское. Необычайно живописное место, известное памятниками истории балкарского народа. Считается, что именно оно стало колыбелью балкарцев.
Летом сюда привозят туристов. Автобусы оставляют задолго до тоннеля, дальше люди идут пешком.
Слева перед тоннелем – небольшой замёрзший водопад, справа – будка охранника.
И памятный знак – благодарность потомков строителям Балкарской общественной колёсной дороги.
Установлен к 125-летию строительства горной дороги, имевшей огромное значение для местных жителей.
Старая дорога Черекского ущелья «Пронеси, Господи!»
Наиболее живописный участок Черекского ущелья – место, где проходит старая дорога в Верхнюю Балкарию. Участки после тоннеля и правее тоннеля.
Представьте узкое ущелье с небольшими водопадами. По дну каньона стремится бурная река Черек. Отвесные скалы устремляются вверх, к небу. Такие места на Кавказе называют теснинами. Расстояние между скалами в некоторых местах – не более 30 метров.
Впечатляет глубина теснины – до 500 метров. Метров 200 – вверх от дороги, метров 300 – до реки, бурлящей на дне ущелья. Когда подходишь к краю – начинает кружиться голова. Говорят, что солнечные лучи редко достигают дна узкого глубокого каньона.
По краю Черекского ущелье тянулась древняя дорога. Фактически горная тропа. Настолько узкая, что два человека с трудом могли разминуться. Всадники спешивались и вели лошадей за собой.
В 1883 году дорогу расширили. Строительство Балкарской общественной колёсной дороги, соединившей поселок Кашхатау с селением Чегет-Эль, стало настоящим подвигом балкарского народа. Грандиозное сооружение строили почти десять лет. Вручную!
Кто мог работать – работал. Расширяли дорогу, рубя скалы, носили камни, забивали сваи, строя мосты. Местные жители собирали деньги, кто сколько мог. Дорога – это жизнь. Она дала возможность не пробираться горными тропами на лошадях, рискуя жизнью, а возить грузы машинами.
Глядя сейчас на эту дорогу, построенную 133 года назад, сложно представить, как тут ездили отважные горцы. Узкая одноколейка. Две машины мало где могут разминуться, хотя такие места встречаются. На краю обрыва – где есть бетонные ограничители, где – нет. Вот уж точно: «Крепче за баранку держись, шофёр!»
Сдавать задом на такой дороге небезопасно. Да что там – даже вдоль края ехать жутковато, что мы на себе испытали. Хотя встречных машин не было. Да и вообще никаких, кроме наших.
Да-да, поскольку мы были тут зимой, и туристов не было (вообще ни души, не считая охранника тоннеля), у нас появилась редкая возможность заехать на эту старинную горную дорогу из тоннеля.
Охранник оказался влюблённым в свой край. Он рассказал, что раньше этой дорогой ездили даже фуры с прицепами, возившие фрукты из Верхней Балкарии. Представляете?
Одно неверное движение – и… Такие дороги не прощают ошибок: опасные, крутые повороты, сама дорога очень узка. Не зря её называли «Пронеси, Господи!» Впрочем, на Кавказе не одна такая дорога. Мы уже встречали дороги с таким названием, но эта впечатляет больше всех.
Сейчас особо по старой дороге не поездишь. Повороты крутые, через сотню метров путь совсем сужается, буквально нависая над пропастью. То ли дорога раньше была шире, то ли у страха глаза велики, но я абсолютно не могу представить, как здесь ездили фуры с прицепами. Тут разве что на квадрике. Или лучше – на мопеде. Хотя пешком безопаснее…
А дальше дорога перегорожена, чтобы всякие безумцы не ездили.
К сожалению, фотки получились неважные. День и так пасмурный, а уже смеркалось, следовало поменять настройки фотоаппарата, да я так увлеклась ущельем, что забыла… Но, думаю, даже при скверном качестве фотографии машинок, заехавших на колоритную старую дорогу, впечатляют. Заметьте, это не самые большие внедорожники, а теперь представьте, что вместо них – фура с прицепом… Жуть, правда? Ох, не хотела бы я там ехать на фуре… На данный момент – это самая ужасающая дорога, которую видела.
Конечно, сидя дома у монитора компьютера, может показаться, что проехать по такой дороге – сущий пустяк. Хотя – вряд ли кому-то так покажется… Те, кто здесь ездили – настоящие герои. Бесстрашные, отважные люди.
Всех, кто ноет и жалуется, что дорога через Шаумянский перевал – ужасная, надо отправлять на экскурсию сюда. Пусть посмотрят, по каким дорогам люди ездили. Балкарцы не то что не жаловались – радовались, что у них есть такая дорога!
Когда мы прошли по дороге влево от тоннеля, увидели необычное летнее кафе. Похоже, его устроили в незавершённом тоннеле.
Входом служит прислонённый к скале камушек.
А ещё оказалось, что охранник тоннеля – дядя известного борца, балкарца Альберта Туменова, накануне нашего визита в Черекское ущелье победившего именитого американца в бою в Лас-Вегасе. Понятно, что дядя с гордостью рассказал о своём племяннике. Вообще люди в Кабардино-Балкарии замечательные. Очень гордятся своим прекрасным краем, с удовольствием показывают гостям местные красоты.
Тоннели Черкского ущелья
Вырубленные в горе тоннели придают пейзажу ещё больший колорит. Разумеется, они созданы не для красоты, а чтобы обойти опасную горную дорогу по краю ущелья.
Тоннелей два. Один – длинный, другой – короче. Из длинного тоннеля отходят боковые ответвления, выходящие на старую Балкарскую общественную колёсную дорогу. Именно так мы попали туда.
Выехать на боковую дорогу из тоннеля несложно. А вот въехать обратно… Мне пришлось стоять в тоннеле – смотреть, нет ли приближающихся авто. Водители машин несутся по тоннелю быстро и не ожидают, что откуда-то сбоку кто-то может въехать в тоннель.
Тоннель – настоящее спасение для жителей Верхней Балкарии. Теперь можно ездить без риска для жизни.
Кстати, первые впечатления от тоннеля – яркие. Когда мы подъехали и вышли из машин, раздался грохот, вскоре перешедший в вой. Первая мысль: началось землетрясение. Но тут же стало понятно, что эти страшные звуки доносятся из тоннеля. Просто оттуда ехал автомобиль.
Акустика в тоннеле такова, что словами не передать. Это надо слышать. Потрясающий эффект.
Дорога в Верхнюю Балкарию, башня Абаевых
Чтобы попасть в село Верхняя Балкария Черекского района, надо проехать тоннель.
Дальше – дорога с прекрасными видами. Увы, темнело, большая часть фотографий не получилась.
Но какие виды открывались из окна автомобиля! Горное ущелье, на дне – река.
Вершины огромных гор окутаны туманом.
Дорога петляет среди гор.
Вскоре доехали до Верхней Балкарии.
Стремились к конечной цели нашего небольшого путешествия по Кабардино-Балкарии – башне Абаевых, окружённой руинами древних поселений.
Будете здесь – обязательно поднимитесь к башне Абаевых, осмотрите снаружи и внутри. Мы это сделать не успели – совсем стемнело. Обратно в Пятигорск ехали два часа по темноте. Ехать по Черекскому ущелью ночью и днём – абсолютно разные вещи. С одной стороны, ночью не так страшно – не видишь головокружительных пропастей, с другой – туда мы ехали по светлому, поэтому знали, что пропасти есть, да ещё какие…
В общем, когда выехали, наконец, на равнину, вздохнула с облегчением. По таким дорогам раньше не ездили, надо ещё привыкнуть.
На обратном пути попали в небольшую метель. Опасались, дорогу заметёт, но ветер сдувал снег с трассы.
Как добраться в Черекское ущелье до Верхней Балкарии. Ехать дорогой на Голубые озёра Кабардино-Балкарии, затем дальше в горы. От Нальчика до села Верхняя Балкария Черекского района 70 километров. Ехать через Урвань, Аушигер, Кашхатау, Бабугент по трассе А-154.
До самой Верхней Балкарии – асфальт. Впрочем, что я рассказываю – посмотрите лучше видеоролик. Почти 9 минут. В нём есть всё: Черекское ущелье, старая Балкарская общественная колёсная дорога, тоннель, дорога в Верхнюю Балкарию. Как говорится, лучше один раз увидеть…
Сколько стоит. Летом посещение старой Балкарской общественной колёсной дороги с экскурсиями платное, позволяют погулять по старой дороге Черекского ущелья минут 30. Зимой, когда нет туристов, гуляйте сколько хотите. Мы были самостоятельно, за вход не платили.
Советы путешественникам. Имейте в виду, что перед тоннелем, где начинается старая дорога, припарковаться проблематично – места там максимум для трёх машин. Смотрите в оба, если машины уже стоят – паркуйтесь, не доезжая тоннеля. Обочины узкие, ищите место заранее. Иначе придётся проехать через тоннель, развернуться и возвращаться.
Понравилось Вам Черекское ущелье?
Хотели бы прокатиться по старой Балкарской общественной колёсной дороге?
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
——————
Схожие записи:
Тайна голубых озёр Кабардино-Балкарии
Дорога на Голубые озёра Кабардино-Балкарии
Верхние Голубые озёра Кабардино-Балкарии
Новогоднее путешествие на Северный Кавказ
Дорога на Чегемские водопады Кабардино-Балкарии
Дорога Кисловодск — Джилы-Су до Долины Нарзанов
Долина Нарзанов в Кабардино-Балкарии
Кольцевая дорога вокруг Бештау после монастыря
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Самая страшная и жуткая дорога. Брррррррррр. Как вспомню ее не по себе становится. Летом страшно по ней ездить, а вы еще и зимой рискнули. 😉 Галя а ты, что там не сфотографировала сторожевую башню Амирхана, на обломке скалы?
Нет, Саш, не сфотографировала. Мы столько всего в этот день посмотрели, что уже только к вечеру до Верхней Балкарии. Уже стемнело. Я и башню Абаевых толком не сфоткала — совсем уже сумерки были… Ничего, вернёмся туда ещё! Там столько всего осталось интересного, недосмотренного и того, что вовсе не успели!
А мне дорога очень понравилась! Конечно, долго ехать по такой я бы не хотела… Но вот так — заглянуть, слегка проехать, когда есть ещё альтернатива и по другой дороге добираться — вполне нормально. Нервишки щекочет. ))
А там еще чуть дальше есть наскальная крепость. У нас с супругой было желание вообще по старому селению пройтись и посмотреть обе сторожевые башни и эту крепость. Но остальным скорей хотелось шашлычка и коньячка возле ледяной реки. Сравнивал специально пейзажи. Летом, конечно красивее. Так, что Галя еще и летом туда съездите обязательно.
Красота этой дороги и ущелья затмевает все страхи от вида вниз. Я помню, не могла оторваться от воды, пропасти и уступов. Стоишь на краю и дыхание так и спирает.
Вы, Галюш, как самые настоящие экстремалы не просто прошлись пешком, а проехались. У меня аж мурашки от таких подвигов!
Ну и дорога, аж жуть. Такие пропасти. По краю уступа дорога узкая, а если навстречу машина? Как разъехаться?
Галина, отлично покатались. Сейчас с удовольствием смотрела и вспоминала.
Особенно ночью обратно было страшновато ехать. Я ехала первой, когда обогнали всех машинок, впереди темнота и пустота. На резких поворотах фары светят в никуда — какой угол поворота не видно в темноте за скалой, еще помнишь, что по светлому там очень глубоко и далеко, а в некоторых местах вообще только одна машинка проедет. Адреналин по полной в крови. Есть что вспомнить…
Были пара встречных машинок — останавливаешься на более широком месте и ждешь пока проедет. Маленький автобусик напугал в темноте — показалось из далека, что огромная фура едет, притормозила, к стеночке прижалась, а он так свободно проехал. Ну, лучше перестраховаться.
Действительно, лучше гор могут быть только другие горы. Еще хочу туда, чтобы всё досмотреть и побояться еще — классное ощущение.
По такой дороге и ходить страшно, а уж ехать — это удел отдельных смельчаков. Галина, как вы так далеко рискнули забраться? Нервы хорошенько пощекотали…
Даже сидя перед экраном монитора, понимаешь, что как там опасно, страшно и жутко…, но все виды так впечатляют и завораживают. Наскальные профили просто удивительны — это настоящие хранители Черекского ущелья.
Спасибо за фоторепортаж: такое захватывающее впечатление оставляет. Воистину — лучше гор могут быть только горы!
Спасибо большое, Евгения! Рада, что Вам понравился мой репортаж. Хотя фото, конечно, получились не так хороши, как хотелось бы…
Ух, вот это красота! Представляю, какой там адреналин в крови у того, кто первый раз едет или высоты боится! ) Даже на фотографии смотришь и холодеет внутри )
Зато какая природа, какое величие этих скал! Очень впечатляет
Ну и дорога! Вот уж точно «Пронеси Господи». Галина, я уже стала волноваться за Вас, такие рисковые у Вас путешествия. Правда, фоторепортаж получился изумительным! Эти ущелья! А замёрзший водопад! Никогда вживую не видела падающую замёрзшую воду. И тоннели бесподобные. Спасибо за Вашу статью, её читаешь, и адреналинчик испытываешь. Представляю, что Вы испытали путешествуя там! Хочется пожелать Вам, чтобы все Ваши путешествия были благополучными!!!
Спасибо, Татьяна, за столь добрые пожелания! А замёрзшие водопады самые эффектные в Кабардино-Балкариии — это Чегемские. Я про них писала раньше. Собственно, ради них мы и поехали в Каабрдино-Балкарию, а заодно и другие красоты посмотрели.
Дорога под символичным названием «Пронеси Господи» очень похожа на дорогу из Сочи в Абхазию. Там тоже по таким обрывам мы ехали, что из окна автобуса не было видно даже бордюра — сразу обрыв, так близко край дороги находился к автобусному колесу. Так что название вполне себя оправдывает — страшновато как-то)))
Я эти дороги Абхазии с детства помню. Так уже хочется освежить воспоминания! И пусть страшновато, зато эмоций, впечатлений сколько! ))
Красота неимоверная. Да, лучше гор могут быть только горы!
Спасибо, Сергей! Мне тоже нравятся горы. Живу в степи. Для меня горы — это что-то особенное.
Я трусиха, поэтому и не рескнула бы по такой дороге ехать. Мне кажется разминутся с встречной машиной неопытному водителю невозможно. Есть же рисковые люди, которым море по колено! А красота необыкновенная. Мы с сестрой были в северной Асетии в лагере. Красота там просто удивительная, а горы! это что то. С большим интересом просмотрела все фотографии, ну что тут скажешь, необыеновенные ощущения от увиденного.
Да, фотографии впечатляют. По таким дорогам мира ещё не ездил ))
В мире много интересных, красивых дорог. И, наверное, многие ещё увидим.
Черекское ущелье — очень живописное место, от одних фотографий дух захватывает! Экстремальная дорога, что же это ребята бордюр, только под стеной положили, не моги со стороны обрыва положить, ясно, что вкапывать не выйдет, так в бетонировали бы! Хорошо, что с погодой все обошлось.
Здравствуйте, Галина!
С удовольствием посмотрела Ваши фото и прочитала Ваши комментарии о путешествии по Черекскому ущелью.
Дело в том, что я была в этом ущелье, и была очень давно, в молодости, а мне уже много лет, я на пенсии. И было это в 1969 году, Вас, наверно, ещё и на свете не было. А написать Вам решила потому, что мы тогда проехали по той самой дороге, которая «Господи, пронеси» (тоннелей тогда не было и в помине). И проехали полностью до конца, до самого селения, мы бы поехали и дальше, да жители сказали, что дальше дороги нет, только на лошадях. И вот сколько живу, столько помню впечатление от той поездки. Только надо учесть, что в те годы разрешалось ещё ездить на открытой грузовой с лавками в кузове, вот на такой у нас и была экскурсия. Представляете мой ужас 18-летней студентки, когда справа пропасть без конца, а слева над головой нависает скала в тех местах, где дорога пробита в скале. Наша поездка была летом и был солнечный день. Противоположная через речку гора-скала, точнее её верхняя часть была освещена солнцем, и горела золотом от солнечных лучей. Даже на Ваших зимних снимках проглядывает светло коричневый или бежевый цвет этой стороны, вот на солнце она и горела золотом. Причем высоко вверху были небольшие облака небольшой толщины, потом они заканчивались и выше этих облаков далее была видна эта противоположная гора-скала в лучах солнца. Видите, какое огромнейшее впечатление произвела эта теснина на меня, что прошло без малого 50 лет, а я описываю, будто было все это вчера. За все время нашего пути вверх до окончания теснины и выхода к селению нам не встретилась ни одна машина, а то как бы мы разъехались? Хотя, припоминаю, что вроде там для этого в скале были выбиты карманы для разъезда двух машин.
Очень хочу поехать и посмотреть еще раз, вернуться в то время и в те ощущения.
А Вам спасибо за фото и рассказ.
Татьяна, здравствуйте! Огромное спасибо за столь интересное дополнение. Я даже не представляю, как там ездить на грузовиках. Мне кажется, дорога настолько узкая, что и на лошади страшно. 🙂 Но я вообще боюсь высоты. У меня от таких мест всегда впечатлений очень много разных.
Очень понравилось, как ярко Вы описали свои впечатления от поездки по Черекскому ущелью. Спустя полвека — и так всё помнить до мельчайших деталей! Представляю, как вас впечатлила эта дорога… Я — трусишка, я бы пешком предпочла, чем в открытом грузовике да над таким обрывом. От всей души желаю Вам снова побывать в тех краях!
Летом дорога очень красивая, а вот зимой ночью я бы точно не хотел бы там ехать. Местным конечно не привыкать, но без опыта это жесть. А как там раньше зимой ездили, вообще не предстваляю.
О да, когда там грузовики из-за поворотов крутых ночью выскакивали — мне страшно было. Такая дорога впечатляющая. Места там очень красивые. Хочу туда снова, но по теплу бы.