В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник — комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач.
Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова.
Здесь, на территории монастыря, работала типография, первая на юге России, основанная в начале 1780-х годов.
Тут хранились древние армянские реликвии – хачкары.
Рядом с храмом имеются святые источники. В одном из них организована купальня – в ней круглый год купаются «моржи».
Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?
Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.
Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях у нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.
В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А через 12 лет здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.
Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.
Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки , она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.
Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).
Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.
До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.
Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.
Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.
Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…
ЗДЕСЬ БЫЛО ТРИ МУЗЕЯ…
Судьба монастыря Сурб-Хач очень драматична. В 1935 году в колокольню храма ударила молния и она сгорела. Во время войны монастырские постройки сильно пострадали и после войны многие из них были разобраны. Руины же монастыря и после войны продолжали медленно разрушаться. А потом их и вовсе было решено снести.
И только сам храм чудом уцелел.
Впрочем, у этого чуда тоже была своя история. Дело в том, что храм отстоял известный нахичеванец Мартирос Сарьян, настояв на том, что он должен остаться хотя бы как уникальный памятник архитектуры. Храм не снесли…
Сорок лет назад, 14 ноября 1972 года, в здании церкви Сурб-Хача открыли Музей русско-армянской дружбы. В его экспозициях было более 400 уникальных и очень интересных экспонатов. Музей находился там 35 лет.
В марте 2007 года здание храма вернули Армянской Апостольской церкви. А под Музей русско-армянской дружбы было решено выделить другое строение (сейчас этот музей работает в Нахичевани).
Поскольку музей находился в церкви, то это долгое время вызывало обсуждения по его переносу. И вот в 1969-м году был разработан очень интересный проект музейного комплекса на территории Сурб-Хача – с подземными помещениями для экспозиций. Жаль, что он так и не был воплощён. Но, может, когда-нибудь, церковь заинтересуется историей этого выдающегося храма, некогда бывшего самым мощным культурно-просветительским центром на юге России и создаст при храме музей монастыря Сурб-Хач. Музейное дело отнюдь не противоречит идеям церкви – наоборот, во всём мире самые гениальные творения зодчих, великолепные храмы и часовни, являются ещё и экскурсионными объектами, и музеями, и культурными центрами.
К тому же так сложилось, что исторически на территории Сурб-Хача всегда были музеи. Первый музей был создан здесь в 1875 году на средства, выделенные местным меценатом Мкртичем Санасарьяном. Но коллекции музея практически полностью погибли в 1891 году при большом пожаре. В начале XX столетия музей был частично восстановлен и проработал до 1919 года. Затем власть поменялась, и музей закрыли.
Ну а история третьего музея уже рассказана выше.
Интересно, будет ли когда-нибудь при храме восстановлен свой музей? Конечно, мне могут возразить, что коллекции музея Сурб-Хача будут как-то тематически пересекаться с армянским музеем в Нахичевани. Но всё равно – что может быть лучше, как рассказывать историю первого донского армянского монастыря на его исторической территории, где эта история живёт и дышит, воплощённая в каждом камне храма и окружающих сооружениях?
К тому же в прихрамовом некрополе находятся захороненния трёх выдающихся армянских деятелей культуры: революционера-демократа Микаэла Налбандяна, поэта и писателя Рафаэла Патканяна и поэта, педагога и настоятеля храма Арутюна Аламдаряна.
P.S. Благодарю за предоставленные старинные снимки ростовского краеведа Эдуарда Вартаняна.
Ещё интересные статьи о Ростове-на-Дону:
Осенняя прогулка по набережной Ростова
Светомузыкальный фонтан на набережной Ростова-на-Дону
Парамоновские склады — необычная достопримечательность Ростова-на-Дону
Прогулка на теплоходе по реке Дон
Куда пойти с детьми в Ростове?
Интересные экскурсии для детей в Ростове-на-Дону
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2012. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Это помогает сайту развиваться!
Значит неправильно называть всех кавказцев хачиками, хачики там только армяне.
А мы все Иваны да Наташи. )) Сергей, армяне — вообще удивительный народ. Очень мудрый, добрый и миролюбивый. А наши донские армяне — это и вовсе свои люди. Мы же с ними бок о бок несколько столетий, они для ростовчан — не инородцы вовсе.
Красивые фотографии — все дышит историей. Удивительно, что все это сохранилось до наших дней, наверное, благодаря музеям. Посещают ли эти места ростовчане?
Конечно посещают! Это место очень популярно не только у «моржей». Там гуляют целыми семьями с детьми. Ведь и тихо, и красиво…
Храм красивый. Хорошо, что его не дали уничтожить. А хачкар — это ведь крест, а не изображение его на камне? У нас в Саратове уже 10 лет стоит хачкар на одной из улиц, так, как допустили ошибку на табличке, так уже 10 лет она и висит ((
Хачкар — это каменный крест. Но обычно на нём есть рисунок, так как это не просто каменный крест, а культовый.
Какой необычный храм — видно, что классицизм, но очень оригинальное оформление. И вообще, столько всего интересного узнала от тебя, спасибо!
Да, храм необычный. Говорят, автором проекта был известный петербургский архитектор Иван Старов. Наверняка тебе, как большому любителю истории и Питера в частности, знакомо это имя.
Галя, как всегда — очень интересный рассказ! И хотя это все родные и знакомые места, я узнала много нового, спасибо!
Спасибо, Вика! Открывать заново Дон, особенно для себя и своих земляков, очень интересно! Я сама поражаюсь, до чего богата история земли нашей. Это я ещё легенд не касаюсь…
Как интересно! Очень необычно видеть армянскую церковь в русских архитектурных традициях. В Армении церкви сделаны в более выдержанном стиле — обязательно из камня и мало роскошной отделки как снаружи так и внутри. Например в Армении на церквях нет позолоченных крестов и витража на окнах, что на меня в первый раз произвело большое впечатление — ведь в наших русских церквях все в позолоте. Жаль что снимков внутри нет ))) Конечно, очень радует что люди стараются сохранить свою культуру даже за тысячи км от Родины. В Армении тоже немало русских церквей, которые проводят службы и имеют свои традиции, но, как и в России армянская церковь построена по русским меркам, так и в Армении — русская церковь построена скорее в армянских традициях и истрия строительства также идет со времен Екатерины.
Да, очень интересный культурный обмен. Наверное, сыграло свою роль и то, что переселенцам не хотелось, чтобы их храм выглядел чужеродным на донской земле. И та же история в Армении с русскими храмами. Хотя есть у нас и храмы в традициях армянской культуры. Но они более поздние.
там еще и искупаться можно — очень красивые фото
я была в Ереване и впечатления ужасные — город очень красивый, а вот люди….
там просто ходит проблематично — мужчины как с цепи сорвались — цеплялись, приставали, даже хамски спрашивали у наших парней — это ваши девушки, а то…. ну вообще как дикари
Ну, ереванских мужчин вполне можно понять — наши девушки самые красивые. 😉
Сегодня купались на Сурбхаче. Так обычно и говорят о купании в источнике. Рябом оборудована раздевалка в виде беседки, которую зимой обивают защитной плёнкой. Можно переодеться. В любое время на источник приходят любители охладиться. Народ очень приветливый, особенно зимой, когда нет чрезмерно пьющих и ругающихся компаний, как сегодня. Оборудованные места для купания в источниках — это, как мне кажется, замечательное достижение всего Ростова, хотя самое полноценное зимнее купание — это, безусловно, в проруби на Дону зимой. это я говорю как человек, больше трети века отдавший моржеванию.
От монастыря осталось самое главное — храм. Все остальное не сложно построить, а храм — место намоленное.
Вера, Вы абсолютно верно заметили. Всё остальное можно и заново построить.
Очень интересное место!
Сама возвышенность, на которой возвели храм с монастырем, армянская архитектура, история этого комплекса…
Спасибо, Галина!
Виталий, у нас есть и ещё армянские храмы на донской земле — ведь армян у нас много живёт. Многие храмы, к сожалению, были разрушены. Как и православные, впрочем…
Спасибо за подробный рассказ!
О, Вам наверняка знакомо это место, Николай. Будут ещё рассказы о Сурб-Хаче.
Насколько мне известно, храм был воcсоздан в советские годы на месте разрушенного.
Ошибаетесь, Дмитрий. Тот храм, который сейчас там стоит, никогда не сносили. И стоит он с конца XVIII века. В советские годы, наоборот, снесли все окружающие храм постройки — колокольню, дом настоятеля…
Замечательно, что этот храм сохранился и жаль, что так много всего было утрачено.
О да, невероятно жаль… Столько красивых храмов (и не только храмов) могли бы украшать сейчас нашу страну. А сколько красивых усадеб и парков уничтожено!..
Красивый храм! И фото просто великолепные! Вы, наверное, профессионально фотографией занимаетесь?
Спасибо, Марина! Нет, я просто люблю фотографировать. Профессия у меня другая, я — журналист. И больше пишу, чем снимаю. 🙂
В Крыму потрясаюший монастырь Сурб-Хач