В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник — комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач.

Сурб-Хач

Сурб-Хач

Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова. Церковь Святого Карапета была первой из всех ростовских церквей увенчана золотым крестом.

Сурб-Хач

Сурб-Хач

Здесь, на территории монастыря, работала типография, первая на юге России, основанная в начале 1780-х годов.

Книги Сурб-Хача

Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения

Тут хранились древние армянские реликвии – хачкары.

Купальня Сурб-Хача

Купальня Сурб-Хача

Рядом с храмом имеются святые источники. В одном из них организована купальня – в ней круглый год купаются «моржи».

 

Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?


Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.

Монастырь Сурб-Хач в начале XX века

Монастырь Сурб-Хач в начале XX века

Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.

Мост Сурб-Хача

Мост Сурб-Хача был окружён деревьями...

В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А уже через три года здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к  русскому классицизму.

Сурб-Хач

Сурб-Хач. Старинный снимок

Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.

Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие постройки монастыря, она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение  над родником, северные и южные ворота.

Сурб-Хач

Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)

Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).

Остров у Сурб-Хача

Остров у Сурб-Хача

Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.

Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку

Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку

Сурб-Хач

До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.

Хачкар

Главный хачкар Сурб-Хача

Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.

Сурб-Хач. Южные ворота

Сурб-Хач. Южные ворота

Сурб-Хач. Южные ворота

Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.

Сурб-Хач. Северные ворота

Сурб-Хач. Северные ворота

Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…

Сурб-Хач

 

Здесь было три музея…

 

Судьба монастыря Сурб-Хач очень драматична. В 1935 году в колокольню храма ударила молния и она сгорела. Во время войны монастырские постройки сильно пострадали и после войны многие из них были разобраны. Руины же монастыря и после войны продолжали медленно разрушаться. А потом их и вовсе было решено снести.
И только сам храм чудом уцелел.

Сурб-Хач

Храм Сурб-Хач

Впрочем, у этого чуда тоже была своя история. Дело в том, что храм отстоял известный нахичеванец Мартирос Сарьян, настояв на том, что он должен остаться хотя бы как уникальный памятник архитектуры. Храм не снесли…

Лестница в Сурб-Хаче

Старинная лестница в Сурб-Хаче

Сорок лет назад, 14 ноября 1972 года, в здании церкви Сурб-Хача открыли Музей русско-армянской дружбы. В его экспозициях было более 400 уникальных и очень интересных экспонатов.

Сурб-Хач

В 1972 году на бывшем подворье монастыря открыл свои двери Музей русско-армянской дружбы. Он находился там 35 лет.
В марте 2007 года здание храма вернули Армянской Апостольской церкви. А под Музей русско-армянской дружбы было решено выделить другое строение (сейчас этот музей работает в Нахичевани).

Сурб-Хач

Фрагмент лестницы Сурб-Хача

Поскольку музей находился в церкви, то это долгое время вызывало обсуждения по его переносу. И вот в 1969-м году был разработан очень интересный проект музейного комплекса на территории Сурб-Хача – с подземными помещениями для экспозиций. Жаль, что он так и не был воплощён. Но, может, когда-нибудь, церковь заинтересуется историей этого выдающегося храма, некогда бывшего самым мощным культурно-просветительским центром на юге России и создаст при храме музей монастыря Сурб-Хач. Музейное дело отнюдь не противоречит идеям церкви – наоборот, во всём мире самые гениальные творения зодчих, великолепные храмы и часовни, являются ещё и экскурсионными объектами, и музеями, и культурными центрами.

Фонтан на территории храма

Фонтан на территории храма

Сурб-Хач

К тому же так сложилось, что исторически на территории Сурб-Хача всегда были музеи. Первый музей был создан здесь в 1875 году на средства, выделенные местным меценатом Мкртичем Санасарьяном. Но коллекции музея практически полностью погибли в 1891 году при большом пожаре. В начале XX столетия музей был частично восстановлен и проработал до 1919 года. Затем власть поменялась, и музей закрыли.

Ну а история третьего музея уже рассказана выше.

Сурб-Хач

Интересно, будет ли когда-нибудь при храме восстановлен свой музей? Конечно, мне могут возразить, что коллекции музея Сурб-Хача будут как-то тематически пересекаться с армянским музеем в Нахичевани. Но всё равно – что может быть лучше, как рассказывать историю первого донского армянского монастыря на его исторической территории, где эта история живёт и дышит, воплощённая в каждом камне храма и окружающих сооружениях?

Надгробие Арутюна Аламдаряна

Надгробие Арутюна Аламдаряна

К тому же в прихрамовом некрополе захоронены три выдающихся армянских деятеля культуры – революционера-демократа Микаэла Налбандяна, поэта и писателя Рафаэла Патканяна и поэта, педагога и настоятеля храма Арутюна Аламдаряна.

Сурб-Хач

Сурб-Хач

P.S. Благодарю за предоставленные старинные снимки ростовского краеведа Эдуарда Вартаняна.