Дорога на Ай-Петри является яркой достопримечательностью полуострова. Истинные любители автопутешествий не могут упустить возможности проехаться по ней.
На Ай-Петри возможно попасть несколькими различными путями. Пожалуй, самый простой способ – подняться на канатке. Но нам очень хотелось увидеть самый серпантинистый серпантин Крыма.
Давно ещё читала в блоге крымчанки Татьяны Высоцкой следующее:
Пожалуй, для нас такие автомобильные маршруты именно развлечение. Если где-то есть необычная красивая автодорога – мы всегда стремимся проехаться.
Горные серпантины это нечто особенное. Обычно это и достопримечательность, и прекрасные обзорные площадки, и увлекательный аттракцион, где можно слегка побояться. Всё в одном флаконе.
Дорога на Ай-Петри из Ялты
Жили мы в Гаспре, неподалёку от Ласточкиного гнезда, ещё более известной достопримечательности Крыма, чем дорога на Ай-Петри.
Утром выехали из дома, и не доезжая города Ялта, свернули влево по указателю на Бахчисарай.
Асфальт ведёт резко вверх. Ялта осталась где-то внизу.
Вскоре проехали место, где находится ресторан «Учан-Су» в 300 метрах от водопада Учан-Су, а чуть выше – начало Штангеевской тропы. О ней будет отдельный рассказ.
Дальше по дороге на Ай-Петри – домик-беседка на берегу озера с фантастическим отражением на водной глади. Это местечко так и называется – место отдыха «У озера».
Поначалу асфальтированная дорога на Ай-Петри вьётся по лесу. Никаких видов на горы вообще нет. Всё закрыто сплошной стеной деревьев.
Дальше снова указатель. До Серебряной беседки 100 метров.
Однако мы собирались весь день провести на плато у вершины Ай-Петри, поэтому беседку отложили на другой раз.
Местами дорога на Ай-Петри проходит вдоль живописных скал.
Местами – вдоль подпорной стены.
На Бахчисарайском шоссе много крутых поворотов. Причём не видно, спускается ли машина сверху, поэтому держаться надо как можно правее.
По пути можно остановиться на Славкином повороте. Здесь смотровая площадка.
Место так названо, потому что тут погиб Лиманский Славик в 1975 году. Эту историю я не знаю. Так написано на мемориальной табличке. Славику было 18 лет. От этого факта становится ещё грустнее, совсем юный был.
Вскоре шоссе выходит на Ай-Петринскую яйлу, как её здесь называют. Проще говоря, на плато.
Видим указатель на пещеры. Но пещеры Ай-Петри – отдельная тема. Обратите внимание, на щите указано, что здесь территория Ялтинского горно-лесного заповедника, съезд с асфальта строго запрещён.
Выехав на плато, видим ещё один указатель: до канатной дороги Ай-Петри 2,4 км, до пещер – 2,5.
Здесь пейзаж практически степной, изрезанный скальными оврагами. На самом деле мы находимся на плоской вершине горного массива.
Вдалеке видны знаменитые зубцы, наша цель.
Ай-Петринский меридиан и путь обратно
Весь день провели на Ай-Петри.
Вечером отправились обратно, и успели посмотреть ещё некоторые достопримечательности Бахчисарайского шоссе.
Отыскали смотровую площадку, откуда полюбовались окрестностями. Координаты: 44.46474, 34.06293.
Потом спустились ниже и отыскали пункт геодезической сети, имеющий историческую ценность. Он называется Ай-Петринским меридианом. На высоком постаменте лежит глобус, отлитый из чугуна и выкрашенный в синий цвет.
Табличка с двуглавым орлом гласит, что это «Основной реперъ Крымскихъ Водныхъ Изысканiй». Вот, узнала ещё одно значение слова «репер». Я-то думала это то, кто наговаривает тексты под музыку.
В 1913-1918 гг. на Ай-Петринской яйле проводились исследования. И в честь этого события возведён памятный знак.
На нём написаны координаты: широта 44°28′, долгота 34°05′, и указана высота над у. м. – 1196 метров.
Ай-Петринский меридиан – не только геофизический знак, а память об исследователях, решающих в сложный период важную для полуострова задачу водоснабжения.
Отсюда прекрасные виды. И ветрище чуть не сбивает с ног…
Напротив, по ту сторону дороги на Ай-Петри, расположены обзорная площадка и памятник партизанам Крыма.
Со смотровой площадки направо открывается вид на зубцы Ай-Петри.
Налево – вид на Ялту, куда сейчас будем спускаться.
Долго на смотровой не задерживались. Смеркалось. Не хочется ехать по серпантину Бахчисарайского шоссе в темноте.
Дорога на Ай-Петри – как добраться, что посмотреть
Дорога на Ай-Петри не одна. Не только через Виноградное по Бахчисарайскому шоссе, о которой рассказываю. Есть и другие пути.
Как добраться.
Можно доехать через Бахчисарай, через Соколиное. Подняться на канатной дороге из Мисхора. Или пройти оттуда же пешком.
На Бахчисарайское шоссе (35К-020) заезжать от Ялты с Южнобережного шоссе (или с Севастопольского). Внизу есть АЗС. И указатели на Бахчисарай, по ним и сворачиваем. Координаты поворота: 44.48061, 34.13211.
До парковки у вершины Ай-Петри 23 километра.
Дорога на Ай-Петри на карте:
По пути можно посмотреть:
Водопад Учан-Су (4,6 км от начала Бахчисарайского шоссе, плюс пройти метров 300 от парковки).
Штангеевская тропа, переходящая в Боткинскую (ещё через 200 метров вверх по шоссе) – на тропы лучше выделять день отдельно. Требуют довольно много времени.
Озеро Кара-голь (7,5 км от начала, слева).
Место отдыха «У озера» (9,2 км, справа).
Серебряная беседка (на 13-м километре, в селе Охотничьем).
Славкин поворот (18-й км) – здесь красивые виды.
Ай-Петринский меридиан – сразу после подъёма по серпантину, слева от шоссе (на 20-м км), напротив метеостанции МЧС, за турбазой «Ай-Петри». Координаты: 44.46821, 34.06709.
Смотровая у памятника партизанам ВОВ, справа от Бахчисарайского шоссе, за кафе «Ай-Петри». Координаты: 44.46914, 34.0693.
Памятник партизанам Ялтинского отряда Крыма – в ста метрах от смотровой. Координаты: 44.46952, 34.06916.
Сразу за Охотничьим Бахчисарайское шоссе идёт дальше прямо, а нам сворачивать налево по указателю на канатную дорогу.
Пещеры: Трёхглазка, Геофизическая, Ялтинская идут одна за другой, расположены рядом (на 22-м километре).
Ещё через километр – парковка. Приехали!
Дальше ходим пешком. Или катаемся на лошадках.
Говорят, на дороге на Ай-Петри около 300 поворотов. Два десятка из них поворачивают под крутым углом, под 180°.
Зимой и в плохие погодные условия (гололёд, сильный ливень) подниматься по дороге на Ай-Петри запрещено. Дорогу могут перекрывать.
Также дорогу перекрывают на время проведения ралли ретро-автомобилей, спортивных и прочих мероприятий (обычно в июне-июле, следите за новостями).
В зимнее время (с декабря по март включительно) обязательны противобуксовочные средства.
В начале серпантина стоит предупреждающий щит: «Противобуксовочные средства обязательны!»
Нам очень понравилась дорога на Ай-Петри.
Надеюсь, Вам тоже понравилась?
Ещё интересные статьи о Крыме:
Путешествие в Крым летом 2018 года
Осеннее путешествие по Крыму 2018 года. Часть 1
Путешествие по осеннему Крыму 2018 года. Часть 2
Дорога в Новый Свет — что посмотреть, фото и видео
Новый Свет. Караул-Оба. Ад и Рай
Звездопад Воспоминаний в Коктебеле
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2019. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Это помогает сайту развиваться!
Да уж!!! Дух захватило, а как проехать там захотелось. Пока только мечтаю.
Обязательно надо там побывать! Прокатиться по дороге на Ай-Петри, погулять вверху, посмотреть пещеры. Я хочу туда вернуться. Много недосмотренного осталось.
Спасибо за обзор! Все собираюсь подняться туда снова. Дорога со стороны Бахчисарая хуже, друзья были в феврале, поэтому лучше со стороны Ялты и подниматься и спускаться.
На водопад летом можно время не тратить, если не было обильных дождей. А вот весной стоит его посетить. Сейчас на плато ещё много снега и водопад во всей красоте. В прошлом году была там в марте.
Канатки ещё закрыта до апреля на ежегодные работы перед сезоном.
Конечно, место интересное, но если просто погулять и на панораму посмотреть хватит пол дня, а если основательно и по тропам можно неделю там ходить и спуститься пешком.
Танюш, это тебе спасибо, за то что читаешь и комментируешь! ))
Мы на водопаде Учан-Су были в октябре. И он стекал жалкими струйками. Где-то в блоге у меня в отчётном посте об осеннем путешествии есть его фоточка. В марте точно не будем в Крыму.
Мы на Ай-Петри провели весь день. Что успели увидеть — скоро напишу.
Дорога через Бахчисарай, наверное, ещё и не настолько живописная, как через Виноградное по серпантину?
Да, там кругом только лес, это старая Ялтинская дорога. Ну и прям у дороги съезд к Большому каньону.
Какая красивая дорога, виды великолепные. Однако, по такому серпантину ехать страшно. Действительно, на поворотах не видно, едет ли на встречу автомобиль.
Главное, чтобы встречный автомобиль по своей полосе ехал. )) Но небольшое беспокойство есть, конечно. Гонять там на поворотах не каждый отважится.
Горные дороги в Крыму точно заслуживают внимания, очень красиво всё выглядит, но водителю не позавидуешь) Зато, если ехать спокойно и никуда не спешить, можно любоваться прекрасным пейзажем, который редко где встретишь. Бывал я в этих местах, впечатления на всю жизнь)
Да, на водительском месте не так интересно на таких серпантинах — надо следить за дорогой, желательно не отвлекаться. Зато пассажиры могут любоваться прекрасными видами за окном.
Вообще не представляю, как можно ездить по таким дорогам 🙂 Я бы уже седая из машины вышла 🙂
А виды, конечно, красивые. И везде таблички, везде порядок.
На самом деле, это так только кажется, что очень страшно. Главное чтоб никого из пассажиров (и особенно водителя!) не укачивало. )) Ну и чтобы лихачи особо рядом не лихачили. 🙂
Давно там были, 15 лет прошло, а как прочитала статью — как будто вчера на Ай-Петри поднимались. Ностальгия! На плато красота необыкновенная!
Неужели там за 15 лет ничего не изменилось? Удивительно! Хотя это же здорово! Плохо, когда такие места застраивают ресторанами, парками развлечения и гостиницами, портящими внешний природный вид…
Я боюсь таких дорог-серпантинов. Но когда бываю в таких местах — дух захватывает. По этой дороге не ездила, но другие дороги Крыма и лихие водители маршруток остались в памяти надолго. Фото у Вас просто шикарные. Такая красота! Хочу на Ай-Петри!
Красота просто необыкновенная. Дороги, конечно, такие, что дух захватывает и хочется закрыть глаза… однажды ехали с местным водителем. Ой, как я вам завидую….
Ой, Алла, не надо завидовать. )) Лучше снова взять и прокатиться там. Освежить воспоминания. Жаль, я не стала видео делать из поездки по этой дороге. Но, может, в другой раз. Мне кажется, мы там ещё побываем…
О, да! У меня эта дорога ассоциируется с выплеском адреналина. Мы тогда не решились ехать на своей машине (да и нас много было). Сели в машину к двум горячим местным парням татарской наружности. Они нам провели незабываемую экскурсию по этим местам. То, что обычно гиды не расскажут (например, на каком-то участке трассы мотоциклисту оторвало голову, ну, про ралли тоже рассказывали, я ещё удивилась, как на такой опасной трассе вообще можно гонять))). Занятно было слушать это и буквально гнать вверх на минивэне, поворачивая на, как мне казалось, довольно приличной скорости))) Зато этот подъём до сих пор вспоминаем со смехом, каждый своё. Заезжали на водопад. Какой там воздух!!! Словами не передать! И виды! Ради этого стоит туда поехать.
И когда мы вышли на плато — вот тогда выдохнула спокойно. Назад спускались уже по канатке. Не так экстремально, после такого подъёма впечатлений она не особо произвела.
Елена, вот почему-то с местными я боюсь ездить. Они обычно хотят показать, какие они крутые водители и немного попугать приезжих туристов. Поэтому поездка с ними превращается в настоящий экстрим.
Мы однажды ездили на грузовике в горы. После той поездки у меня по всему телу были синяки и я до сих пор прихожу в ужас от одной мысли, чтобы прокатиться с кем-то. 🙂
Представляю, сколько пришлось пережить в этой поездке на Ай-Петри!
На Ай-Петри я поднималась лишь однажды и по канатной дороге. Но слышала, что крутейший серпантин дороги на её вершину не все выдерживают. То голова закружится, то нервы сдадут.
Ой, Анна, я вдруг подумала — хорошо такие отзывы читать уже после того, как побывал. Мы ездили и по более страшным дорогам. )) Собственно, дорога на Ай-Петри хорошая. Везде асфальт. Не считая крутых поворотов, экстрима нет. Главное не гнать. И чтобы вокруг никто не гнал.
Я вот не люблю когда дороги очень узкие, грунтовые и обрывы совсем рядом. А здесь нормальная дорога.
Ерунда, совсем не страшно. Только вечером, когда лежишь в кровати перед сном, вспоминаешь такую дорогу и мурашки от пяток вверх бегать по телу начинают.
🙂 Светлана, да, верно, Ерунда, совсем не страшно. И главное, чтобы никто рядом не носился по этой дороге))
Добрый день! В мае 2019 года мы с мужем решили посетить КРЫМ и не зная дороги, случайно попали на серпантин!!! И вот здесь мы были в восторге от таких красот, это не передать словами, только нужно видеть и этим всё сказано. Мы думаем, что такую красоту мы не увидим нигде, мы проехали с восторгом и хотим пожелать другим сделать то же самое (хоть один раз в жизни). Я была в Грузии на серпантине, тоже красотища… Так что есть у нас самые красивые места и меня берет гордость за наших предков, которые это всё сотворили для нас… спасибо большое!!!!
Вера, спасибо большое за комментарий! Красивых мест и красивых дорог много в разных странах мира. Нам повезло жить на этой удивительно красивой планете.
Вот это дорога, страшновато! Очень красиво в Крыму конечно, очень хочется съездить.
Юлия, Вы никогда не были в Крыму?
Мы тоже только недавно начали знакомство с Крымом. С прошлого года. И я немного жалею, что не познакомилась с Крымом раньше. Очень красивая природа, много интересных исторических зданий, красивые горы, море. В общем, в Крым обязательно надо ездить! Красивейший край!
Очень красивая дорога и страшная одновременно) аж дух захватывает!
Я ездить по таким дорогам боюсь, но зато, обычно после прибытия ждёт самая лучшая награда — это захватывающий вид с высоты! Как и в этом случае, фотографии просто шикарные получились!
Мы ездили и по более страшным дорогам. Тут везде асфальт. Обрыв не так близко, как бывает на других дорогах. И если не гнать и ехать в хорошую погоду, то не опасно.
В плохую погоду, в сильный дождь и особенно гололёд, я таких дорог боюсь.
Прекрасные обзоры! Через пару дней выезжаем на побережье черного моря, спасибо за советы.
Дмитрий, хорошего отдыха! И большое спасибо за то, что читаете мой блог!
Будет время и желание — напишите вкратце, как отдохнули, какие впечатления от отдыха.