Автор: Сергей Извозщик (izvozshik)
Наше путешествие в Карелию на автомобиле продолжается. Проснувшись утром на берегу Ладоги, мы омыли наши изрядно помятые морды лица в водах озера…
Дело в том, что в первую ночь палатки мы с Ромкой не разбивали. А спать в полностью загруженной Шниве двум здоровым мужикам (один ввысь, другой вширь) – ещё то удовольствие. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Ладога ранним утром (или поздней ночью)

Утро начинается с чая/кофе

…и приведения себя в порядок
Тут же было уделено внимание Кобылке – после Питера машина стала несколько шумно ехать. Осмотрев её со всех сторон и произведя непродолжительное, но активное совещание, решили заехать в Петрозаводск и произвести тщательную диагностику. Как нам показалось, в Петрозаводске мы сможем получить ремонт любой сложности и любые запчасти (спросонья на коробку передач грешить начали). Потом позавтракали и прогулялись по берегу Ладоги. Ладога, конечно же, впечатляет – она просто не может не впечатлять. Широкий простор, прозрачная вода…

На берегу Ладоги
Дороги Карелии: Приозерск – Петрозаводск
И снова в путь. Курс лежал на Сортавалу, оттуда на Рускеалу – знаменитый мраморный карьер. Рома сел за руль, а я набросал текущий отчёт о первом этапе пути в Карелию на автомобиле для клубного форума. Границу Карелии пересекли согласно традиции оффроуда – толкая машину руками. Дорога радовала – отличное качество, обалденные виды, прекрасная погода.

Добежали…

Ща толкнём…

Толкаем…
Добежав до Рускеалы, отправились гулять по горному парку. Карьер красивый, да и сделано всё неплохо. Вот только туристов много – дорога-то до парка абсолютно нормальная, асфальт. После Рускеалы заехали на водопад «Белые мосты». Эта дорога Карелии порадовала больше – несколько километров (около восьми) надо бежать по грунтовке.

В горном парке Рускеала
Многие владельцы легковушек с определённого момента оставляют машины – слишком много ям на дороге поблизости от достопримечательности. Водопад «Белые мосты», в отличии от рускеальского, весьма впечатлил – и размерами, и мощью. Также впечатлили местные насекомые, похожие на наших южных оводов. Они летали огромными стаями – зная, как больно они кусаются, осмотрев водопад сверху и снизу, мы поскорее отправились в путь.

«Белые мосты»

«Белые мосты» — мощный водопад
После «Белых мостов» двинули прямиком на Петрозаводск – там следующим утром был намечен внеплановый осмотр Кобылки. Самое главное, что на сервис (ребята с форума, соклубники, подсказали, куда ехать) предстояло заехать в воскресенье – а он работал!
По пути постоянно разрывался между концентрацией на дороге и желанием покрутить головой – уж очень привлекательны дороги Карелии. Путь то петляет среди леса, то пробегает мимо живописных озер… Вечером, километрах в 50 от Петрозаводска, встали ночевать на берегу живописного озера. Разбили полноценный лагерь, пожарили мяско – вот только темнеть всё не хотело…

По дороге на Петрозаводск
На этом участке пути обратили внимание на специфику работы Интернета – он есть только возле населённых пунктов. А как от них отъезжаешь километров на 10 (а то и меньше) – Интернет исчезает. Лучше всего работает МТС и Мегафон, а вот Билайн совсем дохленький… Отправляясь в Карелию на автомобиле, имейте это в виду, иначе можете остаться без связи на безлюдных дорогах Карелии.

На месте промежуточной ночёвки
После ночёвки быстренько добежали до Петрозаводска. На въезде в город развеселил дорожный знак, предупреждающий о «колейности асфальта» – табличку явно повесить проще, чем дороги нормальные делать.
Сам город Петрозаводск качеством дорог тоже не блещет. В сервисе выяснили, что ничего тяжёлого по здоровью на данный момент Кобылке не угрожает (завыл передний мост, а выть он у Шевроле-Нивы может долго). И отправились погулять по набережной, затарились сувенирами, а потом – обедать. Кстати, насчёт сувениров – в Петрозаводске они имеются на все достопримечательности республики. Ведь их делают тут. И стоят сувениры здесь дешевле – учтите этот момент… Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

В Петрозаводске

В Петрозаводске

В Петрозаводске
«А мы идём на север, а мы идём на север…» Петрозаводск – Пяозерский
И вот мы снова в пути – курс на север, точнее – на Медвежьегорск, а потом на трассу до Мурманска. По пути планировали посетить Кивач и вулкан Гирвас. Кивач понравился – я вообще люблю водопады, особенно если на них стая туристов не налетает…

Вход на водопад Кивач

Водопад Кивач
А вот Гирвас разочаровал – ожидал от названия «вулкан» нечто большего. Хоть платить за него не пришлось…

Вулкан Гирвас
Ровно поёт движок, гулко гудят колёса, уверенно воет мост… Многоголосая песня Кобылки сопровождала нас на дорогах Карелии постоянно – даже привыкли. В тот день решили доехать до города Сегежа и там остановиться на ночёвку в мотеле. Номер забронировали, стоя на трассе под Медвежьегорском, – в других местах по пути отсутствовал Интернет, да и телефонная связь начала регулярно пропадать. Решили переночевать в мотеле, потому что надо было дать организму нормально отдохнуть, а времени мало. Вот и заехали в Сегежу.
Город поразил, как, впрочем, и все остальные населённые пункты, которые мы проезжали. Практически все строения в деревнях и посёлках (и очень многие в небольших городках) – деревянные. Для нас, южан, это непривычно. Но больше поразило другое – серость и унылость домов. Все практически одинаковые, обшитые подгнившими досками, со старым шифером на крыше. Покосившиеся стены, гнилые заборы… Много раз бывая в Боголюбово (под Владимиром – там у меня бабушка жила) и в соседних посёлках и деревнях, привык к тому, что все дома украшены. Резные ставни, наличники, аккуратные палисадники – люди стараются своим домам придать хоть какую-то индивидуальность. А тут – сплошная серость, безликость. И всё это – на фоне сочной зелени деревьев и травы. Создается впечатление, что сёла на севере умирают. Очень надеюсь, что ошибаюсь… Но карельские сёла подействовали на меня угнетающе. У Ромы создалось подобное впечатление…

Таких домов в посёлках и сёлах Карелии большинство…

Поселковая дорога
Мотель в Сегеже на деле оказался трёхкомнатной квартирой на два номера. Нас, в принципе, всё устроило. Две кровати, душ да туалет, местечко, где можно сесть и пожевать тоже присутствовало (кухня-столовая общая на два номера). Что ещё нужно двум автобродягам, которым переночевать одну ночь надо? Обошлось это в 2800 рублей. Перекусив утром в придорожной кафешке на трассе, отправились дальше до Пушного, там заправились, а потом до Кеми – там нужно было уходить с трассы на Мурманск на дорогу до Калевалы.
Мурманская трасса напомнила дорогу на Элисту (столица Калмыкии). Сотни километров тянется нитка дороги – и транспорта практически нет. Только изредка машины встречаются. Сама дорога такая же монотонная – только у нас окружает выжженная степь, а тут – стена леса – всё же дороги Карелии, а не степные. Но такое же однообразие. Едешь-едешь, а ничего не меняется – как будто не едешь вовсе… Сама дорога только отремонтированная – в этом отношении нам с Ромой пока везло. После Санкт-Петербурга ехали в основном по свежему асфальту.

Дорога на Мурманск

А это дорога на Калевалу
Аж обидно – на внедорожнике по пузотёрным дорогам. Заправок тут мало. По словам ребят с Петрозаводска (с сервиса), после Медвежьегорска заправиться нормальным бензином можно только в Пушном, а дальше – аж в Мурманской области. Есть ещё заправка ТНК в Кеми, но нам не по пути. Правда повезло – как нам сказали (что подтвердилось), в Калевале есть неименитая заправка с нормальным бензином. Тут же, в Сегеже, мы позаботились ещё об одном немаловажном – рассчитав продолжительность нашей рыбалки, заранее забронировали гостиницу в Кеми на одни сутки и места на теплоход до Соловецких островов. Об этой необходимости вычитали в Интернете. Без брони мест может не оказаться.
До поворота на Калевалу добежали быстро – повернули – и тут закончились нормальные дороги Карелии. Асфальт имелся, но впечатление такое, что после бомбежки. Скорость упала до 40 км/ч. Про соблюдение полосности и говорить нечего – ехали хаотической змейкой. Вокруг стояла стена леса. Среди деревьев валялись спиленные макушки деревянных столбов ЛЭП с неснятыми проводами. Местами асфальт занесён песком с каменной крошкой…
В районе посёлка Кепа неожиданно под колесами оказался свежий ровный асфальт, а потом опять исчез. Расстояние 150 км до Колевалы преодолели часа за четыре. За это время видели только две встречных машины. У нас с Ромкой проскользнула одна и та же мысль: случись что – помощи ждать долго – или топать за ней не один день придётся…

Между Кемью и Пяозерском
И вот Калевала. Заправились на заправке с громким названием «Люкс». Хотя, впрочем, соответствует. Бензин качественный, сервис нормальный, при магазине – кафешка, магазин с различными полезными хозтоварами – от гвоздя до бензопилы и кучи всего остального. По пути, заехав в «Магнит», двинули на Пяозерский. Тут асфальт сразу перешёл в грейдер. Причём хороший грейдер. Слегка стравив колеса, мы бодренько полетели. Средняя скорость поднялась до 80 км/ч. Эти 85 км прошли часа за полтора, может чуть больше. Пройдя Пяозерск, проехали ещё чуть-чуть, пару-тройку десятков километров. Приблизились к месту нашей рыбалки – река Писта. Уже пройдено 3360 километров за трое с половиной суток…

Рыбалка на реке Писта

Рыбалка на реке Писта

Поймал!
Писта – Соловецкие острова – Пудож
На рыбалке провели два дня и три ночи. А дальше рванули на Соловецкие острова. Эта поездка заняла весь день. В один день собрали лагерь и добрались до Кеми, а точнее – до Рабочеостровска. Тут расположен туркомплекс «Причал». Тут тебе и гостиница, и теплоход до Соловков. Номер обошёлся в 2500 рублей (двухместный), теплоход – 2400 рублей с человека туда/обратно.
Переночевав, отправились на теплоход «Василий Косяков». Народу было немало, день солнечный – мы остались на верхней палубе. Как только отошли от пристани, за теплоходом понеслась стая чаек. Пассажиры начали их кормить. Птицы хватали хлеб на ходу. Потом мы, два горячих южных парня в лёгких куртках (у меня куртка от обычного летнего камуфляжа, у Ромы – лёгонькая спортивная курточка), почувствовали прелесть северного моря. Даже под утренним солнцем на воде конкретно замерзли. Спустившись на палубу ниже, обнаружили, что продают кофе с чаем – ими и отогревались.

Белое море

Чайки за кормой

Соловецкий монастырь
Возвращались вечером. Отчаливали в 20:00. Вспоминая, как замёрзли с утра, быстренько заняли места внутри. Но сидеть внутри меня надолго не хватило – народу много, а воздуха мало. Ну уж очень было душно – и я сбежал на палубу. А минут через 20 ко мне присоединился Рома – ему тоже не понравился внутренний воздух…
Бесов нос и путь домой. Пудож – Ростов-на-Дону
Вернувшись в Рабочеостровск, запрыгнули в Кобылку и помчали до Пудожа – завтра нас ожидал проход до мыса Бесов Нос на берегу Онеги. Ехать нам было 457 км…
До Пудожа в ту ночь мы не доехали. После Медвежьегорска начались ремонты дорог. Асфальт во многих местах полностью снят на протяженности 10 (иногда – и 20) километров. Поразило, что навстречу ехало много велотуристов. Ехали они, правда, не кучей – то парами, то группками по 5-6 человек, а кто и в одиночку. Около 4 часов утра решили встать подремать. Менять друг друга не имело смысла – оба одинаково уставшие. Подремав пару часов, в Пудож приехали в 07:45, заправились, купили продуктов на день и пару ночей. А через два с половиной дня стартовали домой…
Путь домой шёл по маршруту Пудож – Вытегра – Вологда – Ярославль – Москва – Ростов-на-Дону. Торопились. Отпуск таял буквально на глазах. Весь путь в 2000 км одолели за сутки с мелочью. Мелочь образовалась за счёт короткой ночёвки по Москвой. Про дороги скажу одно – до Ярославля они пустынны. Много ремонтов, много участков с большой волнистостью. Нам это не мешало – бежали домой! А путь домой всегда самый лёгкий…
Итоги путешествия в Карелию на автомобиле
1) За 12 суток и 2 часа пройдено 6542 километров.
2) В поездку вошло:
– посещение Рускеальского мраморного карьера, Рускеальского водопада,
– набережная Петрозаводска,
– водопад Кивач,
– вулкан Гирвас,
– Соловецкие острова,
– мыс Бесов Нос на берегу Онежского озера.
3) Бюджет поездки в Карелию на автомобиле из Ростова-на-Дону на двоих человек составил 65000 рублей. Из них:
– топливо (805 л) – 30595 рублей;
– платные участки дорог – 1270 р.;
– ремонт машины – 3500 р.;
– аренда жилья – 5300 р.;
– оплата теплохода – 4800 р.;
– экскурсионные расходы (Рускельский горный парк; Кивач, Соловецкие острова) – 2700 р.;
– питание – 16835 рублей.
Стоимость сувениров в бюджет поездки не входил – тут каждый платил сам.
Про дороги Карелии рассказал и показал.
Ну а далее вас, дорогие читатели, ожидают рассказы об отдельных частях нашей поездки в Карелию на автомобиле. Продолжение следует!
© Сергей Извозщик (izvozshik), сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
До чего же красивый багровый закат! … или рассвет? ))
Сложно сказать, наверное, все таки закат…
Не помнишь, что ли? А у тебя время в файлах не настроено на фото? Или это — затянувшийся закат, плавно перешедший в рассвет? 😉 Белые ночи ведь… 🙂
Ну как же не помню — дело было в пол первого ночи…
Всегда мечтала о путешествии на автомобиле в Карелию. Пока не складывается.
Статью с удовольствием прочитала. Карьер впечатляет. Уже много о нем читала. Когда-нибудь все равно туда попаду. Водопады очень красивые.
Да и фото чайки — просто супер.
Мечты сбываются…
И я пока только мечтаю о Карелии… Жаль, не могли бы с вами поехать — наша машинка просто не прошла бы во многих местах, где вы катались! Но когда-нибудь обязательно и мы туда доберёмся, с рейдом попроще, без бездорожья…
Не во многих — в некоторых…
Вот с одной стороны здОрово, и даже завидно сели на авто и проехали полстраны, столько всего сразу посмотрели. А с другой стороны 12 дней за рулём, даже если и попеременно, утомительно. Я бы так не смогла.
За рулем мы были не все 12 дней. Два дня стояли на реке Писта, день поездка на Соловки, день стояли на мысе Бесов Нос…
А знаете, все люди разные — мне вот утомительно 12 дней сидеть на диване и только смотреть телевизор. Или, например, я не могу долго пассажиром ехать — а за рулем могу ездить по 16 часов в сутки каждый день не один месяц…
По мне — так путешествие на автомобиле в Карелию — самое лучшее, что может быть. Но я вообще считаю, что автопутешествия — самый лучший вид путешествий. 🙂 Ни от кого не зависишь, только от себя и везения. )) Куда хочешь — туда и едешь, где надо — там и остановился. Многие места без машины увидеть очень сложно или вовсе невозможно. Хотя, конечно, и на авто тоже не везде возможно добраться…
Да, вот это красота первозданной природы!!!
Да, Анна, красота невероятная. Очень хочется тоже побывать в Карелии.
Такая красота. Столько эмоций, впечатлений, красок.
Да, Карелия очень красива. Надеюсь, когда-то тут появятся и мои рассказы о впечатлениях от Карелии…
Какая интересная поездка! Встречаются и мне знакомые места! Молодцы!
Привет. Чуть-чуть советов на будущее. При съёмке какого-либо ландшафта или панорамы придерживаются следующих не сложных правил.
Если есть какая-то линия горизонта (дальний берег моря, озера, реки, гор), то её располагают не посередине, а выше или ниже.
Если есть какой-то объект (человек, машина, памятник, водопад),то его располагают не посередине, а сбоку (справа или слева), в зависимости от того что будет на другой половине.
Дорога идущая вдаль тоже хорошо смотрится со справа стоящем на ней автомобилем (у тебя такая есть) или с названием населенного пункта.
И не вздумайте обижаться. Это дружеские советы.
Спасибо за советы. Я не автор этой статьи, автор будет позже. Но заинтересовало, а что такое «Прбеги»?
Прошу прощения. Это просто ошибка. Читать надо ПРИ.
Сейчас исправим, ничего страшного. У всех бывает.
А чего мне обижаться — хорошие советы я воспринимаю, а глупые — игнорирую…
Вам, в свою очередь, посоветую писать комментарии без ошибок. А то вот весьма непонято, что означает ваше слово «Прбеги» 🙂
Доброго времени суток! Читаю — смотрю фотографии, аж «белые завидки берут»! На Алтае были, на Байкале — были. А до Карелии пока из нашего Екатеринбурга не доехали… Давно мечтаем в Карелии побывать. Места отличные!!!
Судя по одежке на некоторых фотографиях, мошки и гнуса много?
Доброго!
Ну а мне хочется и на Урале у вас побывать, и на Алтае, и на Байкале… — всему свое время.
Мошкары было не очень много. В основном после небольшого дождика. А в принципе терпимо
Желания сбываются! Думаю, и до наших краев доедете, и дальше!!!
Очень информативно и полезно. Полагаю для автомобилистов — прекрасная подсказка для подобного путешествия.