Автор: Сергей Извозщик (izvozshik)
Наше путешествие в Карелию на автомобиле продолжается. Проснувшись утром на берегу Ладоги, мы омыли наши изрядно помятые морды лица в водах озера…
Дело в том, что в первую ночь палатки мы с Ромкой не разбивали. А спать в полностью загруженной Шниве двум здоровым мужикам (один ввысь, другой вширь) – ещё то удовольствие. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Тут же было уделено внимание Кобылке – после Питера машина стала несколько шумно ехать. Осмотрев её со всех сторон и произведя непродолжительное, но активное совещание, решили заехать в Петрозаводск и произвести тщательную диагностику. Как нам показалось, в Петрозаводске мы сможем получить ремонт любой сложности и любые запчасти (спросонья на коробку передач грешить начали). Потом позавтракали и прогулялись по берегу Ладоги. Ладога, конечно же, впечатляет – она просто не может не впечатлять. Широкий простор, прозрачная вода…
Дороги Карелии: Приозерск – Петрозаводск
И снова в путь. Курс лежал на Сортавалу, оттуда на Рускеалу – знаменитый мраморный карьер. Рома сел за руль, а я набросал текущий отчёт о первом этапе пути в Карелию на автомобиле для клубного форума. Границу Карелии пересекли согласно традиции оффроуда – толкая машину руками. Дорога радовала – отличное качество, обалденные виды, прекрасная погода.
Добежав до Рускеалы, отправились гулять по горному парку. Карьер красивый, да и сделано всё неплохо. Вот только туристов много – дорога-то до парка абсолютно нормальная, асфальт. После Рускеалы заехали на водопад «Белые мосты». Эта дорога Карелии порадовала больше – несколько километров (около восьми) надо бежать по грунтовке.
Многие владельцы легковушек с определённого момента оставляют машины – слишком много ям на дороге поблизости от достопримечательности. Водопад «Белые мосты», в отличии от рускеальского, весьма впечатлил – и размерами, и мощью. Также впечатлили местные насекомые, похожие на наших южных оводов. Они летали огромными стаями – зная, как больно они кусаются, осмотрев водопад сверху и снизу, мы поскорее отправились в путь.
После «Белых мостов» двинули прямиком на Петрозаводск – там следующим утром был намечен внеплановый осмотр Кобылки. Самое главное, что на сервис (ребята с форума, соклубники, подсказали, куда ехать) предстояло заехать в воскресенье – а он работал!
По пути постоянно разрывался между концентрацией на дороге и желанием покрутить головой – уж очень привлекательны дороги Карелии. Путь то петляет среди леса, то пробегает мимо живописных озер… Вечером, километрах в 50 от Петрозаводска, встали ночевать на берегу живописного озера. Разбили полноценный лагерь, пожарили мяско – вот только темнеть всё не хотело…
На этом участке пути обратили внимание на специфику работы Интернета – он есть только возле населённых пунктов. А как от них отъезжаешь километров на 10 (а то и меньше) – Интернет исчезает. Лучше всего работает МТС и Мегафон, а вот Билайн совсем дохленький… Отправляясь в Карелию на автомобиле, имейте это в виду, иначе можете остаться без связи на безлюдных дорогах Карелии.
После ночёвки быстренько добежали до Петрозаводска. На въезде в город развеселил дорожный знак, предупреждающий о «колейности асфальта» – табличку явно повесить проще, чем дороги нормальные делать.
Сам город Петрозаводск качеством дорог тоже не блещет. В сервисе выяснили, что ничего тяжёлого по здоровью на данный момент Кобылке не угрожает (завыл передний мост, а выть он у Шевроле-Нивы может долго). И отправились погулять по набережной, затарились сувенирами, а потом – обедать. Кстати, насчёт сувениров – в Петрозаводске они имеются на все достопримечательности республики. Ведь их делают тут. И стоят сувениры здесь дешевле – учтите этот момент… Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
«А мы идём на север, а мы идём на север…» Петрозаводск – Пяозерский
И вот мы снова в пути – курс на север, точнее – на Медвежьегорск, а потом на трассу до Мурманска. По пути планировали посетить Кивач и вулкан Гирвас. Кивач понравился – я вообще люблю водопады, особенно если на них стая туристов не налетает…
А вот Гирвас разочаровал – ожидал от названия «вулкан» нечто большего. Хоть платить за него не пришлось…
Ровно поёт движок, гулко гудят колёса, уверенно воет мост… Многоголосая песня Кобылки сопровождала нас на дорогах Карелии постоянно – даже привыкли. В тот день решили доехать до города Сегежа и там остановиться на ночёвку в мотеле. Номер забронировали, стоя на трассе под Медвежьегорском, – в других местах по пути отсутствовал Интернет, да и телефонная связь начала регулярно пропадать. Решили переночевать в мотеле, потому что надо было дать организму нормально отдохнуть, а времени мало. Вот и заехали в Сегежу.
Город поразил, как, впрочем, и все остальные населённые пункты, которые мы проезжали. Практически все строения в деревнях и посёлках (и очень многие в небольших городках) – деревянные. Для нас, южан, это непривычно. Но больше поразило другое – серость и унылость домов. Все практически одинаковые, обшитые подгнившими досками, со старым шифером на крыше. Покосившиеся стены, гнилые заборы… Много раз бывая в Боголюбово (под Владимиром – там у меня бабушка жила) и в соседних посёлках и деревнях, привык к тому, что все дома украшены. Резные ставни, наличники, аккуратные палисадники – люди стараются своим домам придать хоть какую-то индивидуальность. А тут – сплошная серость, безликость. И всё это – на фоне сочной зелени деревьев и травы. Создается впечатление, что сёла на севере умирают. Очень надеюсь, что ошибаюсь… Но карельские сёла подействовали на меня угнетающе. У Ромы создалось подобное впечатление…
Мотель в Сегеже на деле оказался трёхкомнатной квартирой на два номера. Нас, в принципе, всё устроило. Две кровати, душ да туалет, местечко, где можно сесть и пожевать тоже присутствовало (кухня-столовая общая на два номера). Что ещё нужно двум автобродягам, которым переночевать одну ночь надо? Обошлось это в 2800 рублей. Перекусив утром в придорожной кафешке на трассе, отправились дальше до Пушного, там заправились, а потом до Кеми – там нужно было уходить с трассы на Мурманск на дорогу до Калевалы.
Мурманская трасса напомнила дорогу на Элисту (столица Калмыкии). Сотни километров тянется нитка дороги – и транспорта практически нет. Только изредка машины встречаются. Сама дорога такая же монотонная – только у нас окружает выжженная степь, а тут – стена леса – всё же дороги Карелии, а не степные. Но такое же однообразие. Едешь-едешь, а ничего не меняется – как будто не едешь вовсе… Сама дорога только отремонтированная – в этом отношении нам с Ромой пока везло. После Санкт-Петербурга ехали в основном по свежему асфальту.
Аж обидно – на внедорожнике по пузотёрным дорогам. Заправок тут мало. По словам ребят с Петрозаводска (с сервиса), после Медвежьегорска заправиться нормальным бензином можно только в Пушном, а дальше – аж в Мурманской области. Есть ещё заправка ТНК в Кеми, но нам не по пути. Правда повезло – как нам сказали (что подтвердилось), в Калевале есть неименитая заправка с нормальным бензином. Тут же, в Сегеже, мы позаботились ещё об одном немаловажном – рассчитав продолжительность нашей рыбалки, заранее забронировали гостиницу в Кеми на одни сутки и места на теплоход до Соловецких островов. Об этой необходимости вычитали в Интернете. Без брони мест может не оказаться.
До поворота на Калевалу добежали быстро – повернули – и тут закончились нормальные дороги Карелии. Асфальт имелся, но впечатление такое, что после бомбежки. Скорость упала до 40 км/ч. Про соблюдение полосности и говорить нечего – ехали хаотической змейкой. Вокруг стояла стена леса. Среди деревьев валялись спиленные макушки деревянных столбов ЛЭП с неснятыми проводами. Местами асфальт занесён песком с каменной крошкой…
В районе посёлка Кепа неожиданно под колесами оказался свежий ровный асфальт, а потом опять исчез. Расстояние 150 км до Колевалы преодолели часа за четыре. За это время видели только две встречных машины. У нас с Ромкой проскользнула одна и та же мысль: случись что – помощи ждать долго – или топать за ней не один день придётся…
И вот Калевала. Заправились на заправке с громким названием «Люкс». Хотя, впрочем, соответствует. Бензин качественный, сервис нормальный, при магазине – кафешка, магазин с различными полезными хозтоварами – от гвоздя до бензопилы и кучи всего остального. По пути, заехав в «Магнит», двинули на Пяозерский. Тут асфальт сразу перешёл в грейдер. Причём хороший грейдер. Слегка стравив колеса, мы бодренько полетели. Средняя скорость поднялась до 80 км/ч. Эти 85 км прошли часа за полтора, может чуть больше. Пройдя Пяозерск, проехали ещё чуть-чуть, пару-тройку десятков километров. Приблизились к месту нашей рыбалки – река Писта. Уже пройдено 3360 километров за трое с половиной суток…
Писта – Соловецкие острова – Пудож
На рыбалке провели два дня и три ночи. А дальше рванули на Соловецкие острова. Эта поездка заняла весь день. В один день собрали лагерь и добрались до Кеми, а точнее – до Рабочеостровска. Тут расположен туркомплекс «Причал». Тут тебе и гостиница, и теплоход до Соловков. Номер обошёлся в 2500 рублей (двухместный), теплоход – 2400 рублей с человека туда/обратно.
Переночевав, отправились на теплоход «Василий Косяков». Народу было немало, день солнечный – мы остались на верхней палубе. Как только отошли от пристани, за теплоходом понеслась стая чаек. Пассажиры начали их кормить. Птицы хватали хлеб на ходу. Потом мы, два горячих южных парня в лёгких куртках (у меня куртка от обычного летнего камуфляжа, у Ромы – лёгонькая спортивная курточка), почувствовали прелесть северного моря. Даже под утренним солнцем на воде конкретно замерзли. Спустившись на палубу ниже, обнаружили, что продают кофе с чаем – ими и отогревались.
Возвращались вечером. Отчаливали в 20:00. Вспоминая, как замёрзли с утра, быстренько заняли места внутри. Но сидеть внутри меня надолго не хватило – народу много, а воздуха мало. Ну уж очень было душно – и я сбежал на палубу. А минут через 20 ко мне присоединился Рома – ему тоже не понравился внутренний воздух…
Бесов нос и путь домой. Пудож – Ростов-на-Дону
Вернувшись в Рабочеостровск, запрыгнули в Кобылку и помчали до Пудожа – завтра нас ожидал проход до мыса Бесов Нос на берегу Онеги. Ехать нам было 457 км…
До Пудожа в ту ночь мы не доехали. После Медвежьегорска начались ремонты дорог. Асфальт во многих местах полностью снят на протяженности 10 (иногда – и 20) километров. Поразило, что навстречу ехало много велотуристов. Ехали они, правда, не кучей – то парами, то группками по 5-6 человек, а кто и в одиночку. Около 4 часов утра решили встать подремать. Менять друг друга не имело смысла – оба одинаково уставшие. Подремав пару часов, в Пудож приехали в 07:45, заправились, купили продуктов на день и пару ночей. А через два с половиной дня стартовали домой…
Путь домой шёл по маршруту Пудож – Вытегра – Вологда – Ярославль – Москва – Ростов-на-Дону. Торопились. Отпуск таял буквально на глазах. Весь путь в 2000 км одолели за сутки с мелочью. Мелочь образовалась за счёт короткой ночёвки по Москвой. Про дороги скажу одно – до Ярославля они пустынны. Много ремонтов, много участков с большой волнистостью. Нам это не мешало – бежали домой! А путь домой всегда самый лёгкий…
Итоги путешествия в Карелию на автомобиле
1) За 12 суток и 2 часа пройдено 6542 километров.
2) В поездку вошло:
– посещение Рускеальского мраморного карьера, Рускеальского водопада,
– набережная Петрозаводска,
– водопад Кивач,
– вулкан Гирвас,
– Соловецкие острова,
– мыс Бесов Нос на берегу Онежского озера.
3) Бюджет поездки в Карелию на автомобиле из Ростова-на-Дону на двоих человек составил 65000 рублей. Из них:
– топливо (805 л) – 30595 рублей;
– платные участки дорог – 1270 р.;
– ремонт машины – 3500 р.;
– аренда жилья – 5300 р.;
– оплата теплохода – 4800 р.;
– экскурсионные расходы (Рускельский горный парк; Кивач, Соловецкие острова) – 2700 р.;
– питание – 16835 рублей.
Стоимость сувениров в бюджет поездки не входил – тут каждый платил сам.
Про дороги Карелии рассказал и показал.
Ну а далее вас, дорогие читатели, ожидают рассказы об отдельных частях нашей поездки в Карелию на автомобиле. Продолжение следует!
© Сергей Извозщик (izvozshik), сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
До чего же красивый багровый закат! … или рассвет? ))
Сложно сказать, наверное, все таки закат…
Не помнишь, что ли? А у тебя время в файлах не настроено на фото? Или это — затянувшийся закат, плавно перешедший в рассвет? 😉 Белые ночи ведь… 🙂
Ну как же не помню — дело было в пол первого ночи…
Всегда мечтала о путешествии на автомобиле в Карелию. Пока не складывается.
Статью с удовольствием прочитала. Карьер впечатляет. Уже много о нем читала. Когда-нибудь все равно туда попаду. Водопады очень красивые.
Да и фото чайки — просто супер.
Мечты сбываются…
И я пока только мечтаю о Карелии… Жаль, не могли бы с вами поехать — наша машинка просто не прошла бы во многих местах, где вы катались! Но когда-нибудь обязательно и мы туда доберёмся, с рейдом попроще, без бездорожья…
Не во многих — в некоторых…
Вот с одной стороны здОрово, и даже завидно сели на авто и проехали полстраны, столько всего сразу посмотрели. А с другой стороны 12 дней за рулём, даже если и попеременно, утомительно. Я бы так не смогла.
За рулем мы были не все 12 дней. Два дня стояли на реке Писта, день поездка на Соловки, день стояли на мысе Бесов Нос…
А знаете, все люди разные — мне вот утомительно 12 дней сидеть на диване и только смотреть телевизор. Или, например, я не могу долго пассажиром ехать — а за рулем могу ездить по 16 часов в сутки каждый день не один месяц…
По мне — так путешествие на автомобиле в Карелию — самое лучшее, что может быть. Но я вообще считаю, что автопутешествия — самый лучший вид путешествий. 🙂 Ни от кого не зависишь, только от себя и везения. )) Куда хочешь — туда и едешь, где надо — там и остановился. Многие места без машины увидеть очень сложно или вовсе невозможно. Хотя, конечно, и на авто тоже не везде возможно добраться…
Да, вот это красота первозданной природы!!!
Да, Анна, красота невероятная. Очень хочется тоже побывать в Карелии.
Такая красота. Столько эмоций, впечатлений, красок.
Да, Карелия очень красива. Надеюсь, когда-то тут появятся и мои рассказы о впечатлениях от Карелии…
Какая интересная поездка! Встречаются и мне знакомые места! Молодцы!
Привет. Чуть-чуть советов на будущее. При съёмке какого-либо ландшафта или панорамы придерживаются следующих не сложных правил.
Если есть какая-то линия горизонта (дальний берег моря, озера, реки, гор), то её располагают не посередине, а выше или ниже.
Если есть какой-то объект (человек, машина, памятник, водопад),то его располагают не посередине, а сбоку (справа или слева), в зависимости от того что будет на другой половине.
Дорога идущая вдаль тоже хорошо смотрится со справа стоящем на ней автомобилем (у тебя такая есть) или с названием населенного пункта.
И не вздумайте обижаться. Это дружеские советы.
Спасибо за советы. Я не автор этой статьи, автор будет позже. Но заинтересовало, а что такое «Прбеги»?
Прошу прощения. Это просто ошибка. Читать надо ПРИ.
Сейчас исправим, ничего страшного. У всех бывает.
А чего мне обижаться — хорошие советы я воспринимаю, а глупые — игнорирую…
Вам, в свою очередь, посоветую писать комментарии без ошибок. А то вот весьма непонято, что означает ваше слово «Прбеги» 🙂
Доброго времени суток! Читаю — смотрю фотографии, аж «белые завидки берут»! На Алтае были, на Байкале — были. А до Карелии пока из нашего Екатеринбурга не доехали… Давно мечтаем в Карелии побывать. Места отличные!!!
Судя по одежке на некоторых фотографиях, мошки и гнуса много?
Доброго!
Ну а мне хочется и на Урале у вас побывать, и на Алтае, и на Байкале… — всему свое время.
Мошкары было не очень много. В основном после небольшого дождика. А в принципе терпимо
Желания сбываются! Думаю, и до наших краев доедете, и дальше!!!
Очень информативно и полезно. Полагаю для автомобилистов — прекрасная подсказка для подобного путешествия.