Музей наивного искусства удивляет по-настоящему. Это – единственный в Суздале музей не суздальской тематики.
Открыв тяжёлую дверь Успенской трапезной церкви, я попала на лестницу, ведущую вверх.Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Поднялась на второй этаж – и вошла в просторный зал с картинами.
Музей наивного искусства в Суздале – первая постоянная выставка творений художников-самоучек, искусство которых из-за непрофессионализма (в смысле не учились рисовать в школах да академиях) назвали наивным. Их картины напоминают детские рисунки: непосредственные, яркие, с нарушениями пропорций, нестандартной композицией. Но такие живые, как и рисунки детей.
Это самая крупная в России коллекция работ наивных художников, которую начали собирать ещё в 70-х годах прошлого века. Картины художников-самородков искали по всей стране.
Мне кажется, такой музей даёт немалую надежду всем, кто не умеет рисовать и при этом очень хочет. Кажется, некоторые из этих картин могла бы нарисовать даже я. Да не, что там. Такое могла бы нарисовать даже моя младшая дочка. Ну вот, например, картина Л.М. Майковой «Масленица». Будто ребёнок рисовал. Но нет. Годы жизни художницы 1899-1998. А написала она эту картину в 1988 году, когда ей было 89 лет! Подумать только! А прожила Майкова без малого сто лет. Кто знает, может быть, потому что вот так легко и по-детски умела смотреть на жизнь?
А вот ещё одна картина Л.М. Майковой «На муромской дорожке». Её она тоже нарисовала в 89 лет. Всё такой же примитивный стиль.
При этом есть и довольно красивые картины, которые не отличишь от кисти профессионала. Мне непонятно, почему отнесены к наивному искусству. Только потому, что человек не художник по образованию? Вот, например, картина Попова Г. И. «Ранний снег» – красивая же, правда? Художник 1939 года рождения, а картину эту написал в 70-х годах прошлого века. Решайте сами – можно ли такое искусство назвать наивным.
Мне кажется, наивное искусство и искусство художников-самоучек – это не совсем одно и то же. Ведь многие профи рисовали в стиле наивного искусства и примитивизма намерено. Да и сейчас пытаются рисовать. Только вот редко у кого получается. Профессионалу такие картины даются с трудом. Как говорится, образование мешает. Не хватает яркости, полёта мысли, нестандартного мышления.
Ну вот сами смотрите. Картина «Русская зима». Автор Еленок Т.Д. 1930 года рождения. Нарисована картина в 1986 году.
На картине изображён Праздник русской зимы. В центре стола – огромный самовар, сцена устелена домотканными дорожками. Какой-то странный плакат с куда-то плывущими на ладье людьми и с надписью Атомэнергоэкспорт латинскими буквами. Снеговик держит керосинку в виде павлина и надписью ГОЭЛРО. Плакат со стыковкой Союза-Аполлона. А на переднем плане – памятник часовому в будёновке. И столько всего умещено в этой картине, что просто диву даёшься.
Ещё одна картина на тему праздника. Автор – тот же. Работа называется «Фольклорный праздник в Суздале», но почему-то тут ВДНХ со 140 тысячами солнц, серп с молотом, Ленин, Дед Мороз со Снегурочкой, Данко и Данила-мастер из «Малахитовой шкатулки», и надписи: коммуна, сувениры, пряники, фольклор, былина, БАМ и даже inturist. Правда, картины этого автора напоминают лоскутное шитьё Суздаля?
А вот картина Кусочкина Г.П. «Ух, масленица» 1988 года с импровизированным отечественным кентавром, везущим сани с людьми. На заднем фоне – деревня, все гуляют, веселятся. Годы жизни художника 1947- 2005.
А на следующей картине – чаепитие. Казалось бы, что может быть интересного в чаепитии? На эту тему нарисовано немало скучных картин. А вот яркая картина Г.П. Кусочкина «Чай пьём» нисколько не похожа на кустодиевских купчих за чаем. Она абсолютно взрывная, атмосферная, как будто сумасбродные фильмы Эмира Кустурицы. На доме лозунг «Чай едим и пьём, на чаю растём!» А если вглядываться в детали, так только от одной отлётной полки крыша может съехать. Стоит там, на этой крыше, женщина с ребёнком. Провожают дельтаплан, летящий в Индию за чаем.
В степи растянут половик и рядом надпись: «Половик только для посадки ветролётов». Сногсшибательная фантазия. Такие картины надо разглядывать в оригинале.
Картина П.П. Леонова «Ярмарка» тоже привлекает внимание множеством деталей. Но уже больше напоминает деревенский ковёр. И замыслом попроще.
Картина Н. Комолова «Одинокая гармонь» 1982 года. В ней – лирика деревенской жизни. Мужчина, идущий в ночь с гармонью, прочь от дома. В распахнутом окне – женщина, в другом – силуэт ребёнка. То ли праздник, то ли горе, непонятно… За гармонистом бежит собачонка, облаивая его. Годы жизни художника 1925-1983.
Ржанников М.А. «Охота на кабана». Годы жизни художника 1830-2004. Написал картину в 1985 году.
Картина Пластинина В.В. (1907-1983) называется «Боголюбово». На ней одновременно можно увидеть и станцию Боголюбова (кстати, этот домик уже снесли), и храм Покрова на Нерли, и Свято-Боголюбский монастырь. Художник-реалист никак бы не смог уместить всё это на одной картине. Хот бы потому, что объекты немного не так расположены, их не видно все одним взором. Картина написана в 1979 году.
Его же работа «Ополчение Минина и Пожарского», 1977 год.
А вот работы В.Ф Мизинова (1946 год рождения): «Кот Пушок» 1992 года,
«Цветы в корзине» 1996 года
и «Колдун» 1997 года.
Ну и напоследок – красивая картина П.И. Березовского (1907-1986) «Окрестности Томска», написанная в 1974-1976 годах.
Кстати, по этой выставке я гуляла одна. Мои сотоварищи по экспедиции на Золотое кольцо категорически отказались туда идти. Ну что же, не каждый может понять наивное искусство. А мне понравилось! А главное, наконец-то я узнала, в каком стиле мы рисуем с детьми. 🙂 И ещё очень радует то, что отсутствие специального образования не мешает настоящим творческим людям показывать свой взгляд на мир. Да ещё и становиться признанными художниками.
И, знаете, я заметила, что у наших людей нет особого интереса к этой выставке. Люди заглядывают и прямо с порога спрашивают: «А тут что, всё такое?» Разворачиваются и уходят. Даже посмотреть им не интересно.
А ведь музей очень необычный. Я раньше такого не видела. Настоящий наивняк. Говорят, что иностранцы сюда заходят с огромным интересом. А когда эта выставка ездила по заграницам, то пользовалась там большим успехом. Ну где ещё такое увидишь. А искусствоведы утверждают, что наивное искусство вымирает. Нет больше таких наивных творцов. Есть только художники, которые косят под наивных. Но то совсем не то. Чувствуется, что у них не настоящий наивный взгляд на мир. А ведь одни из самых ярких представителей наивного искусства – из России. Не зря же наша соотечественница Елена Волкова так знаменита во всём мире. И ведь тоже умерла на 98-м году жизни. Увлечённые люди живут долго.
Как найти Музей наивного искусства: Владимирская область, город Суздаль, Спасо-Евфимиевский монастырь, Успенская трапезная церковь.
Сколько стоит: вход в музей всего лишь 30 рублей. Обязательно стоит посетить, если хоть немного интересуетесь искусством.
А Вам понравился Музей наивного искусства в Суздале?
Какая из картин больше всего приглянулась?
И вообще – пошли бы Вы на такую выставку?
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
——————
Схожие записи:
Поездка в мае по Золотому кольцу
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Суздальский кремль — сердце старинного города
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!
Сразу скажу, я не ходок по картинным галереям и музеям изобразительного искусства. Но этот музей заинтересовал, точнее я не совсем поняла такое название «наивное искусство». Получается, что у художников не было денег или желания учиться мастерству, и за это их отсортировали? А им как, не обидно?
Я в юности любила рисовать на холсте, ходила в одну мастерскую, так вот моя живопись была наивной, а здесь…
Взять хотя бы картину «Ранний снег» или «Окрестности Томска»…А вот картины с мелкими персонажами и деталями, разве дети так нарисуют?
Наивной я бы назвала две картины «Церковь Ильи Пророка» и «Охота на кабана», первая уж слишком простая по технике, а на второй животные на себя не похожи))).
В целом интересные картины, настроение поднимают.
А что касается пропорций, то в современной живописи такое можно увидеть, что все представления о мире изменятся.
Галь , а про какое видео ты говорила?
Танюш, я видео временно убрала из блога. Мои друзья и знакомые посмотрели его, сделали толковые замечания и советы. И я поняла, что несколько поспешила. Так что мы его доработаем, а потом выложу снова, на выходных, наверное.
Что касается музеев изобразительного искусства. Я очень люблю рисовать. Очень люблю красивые картины. Но мне нравится что-то нестандартное, чтобы не было похоже на фотографии, что-то очень яркое, запоминающееся. Например, такое, как картины Леонида Афремова. Чтобы был свой стиль и оригинальность.
Лично я в искусстве плохо разбираюсь. Не могу отличить самоучку от мастера. Профессиональные художники тоже порой такое рисуют… У меня одна оценка в восприятии картин: интересно или не интересно. Вот на этой выставке мне было интересно. Ну а иначе и не стала бы о ней рассказывать.
Обидно ли этим художникам? Ну что ты! Это же популярное направление живописи! Многие специально пытаются рисовать в таком духе.
Знаешь, как-то один человек, разбирающийся в искусстве, сказал на мои работы: «Очень милый примитивизм». Я не то, чтобы обиделась, я же не художник… Но было как-то неловко за свои работы. А теперь начиталась о примитивизме и наивном искусстве и даже стала немножко гордиться своим творчеством. )))
Шучу, конечно. Но, знаешь, читая биографии этих художников, я понимаю, что всё у нас впереди! Если мы захотим! Они многие начинали только рисовать после 45-50 лет. 🙂 Так что кто знает — выйду на пенсию, куплю холсты и краски… )))
Ого! Так ты на холсте рисовала? Масляными красками? Я никогда не пробовала. Только карандаш и гуашь. Ну ещё в художке линогравюрой занималась, потому что на живопись конкурс не прошла. Вот…
Вот как, понятно, тогда я рада за этих художников самоучек! Не хочу показаться невеждой, но порой я не понимаю, как люди отдают миллионы за откровенную мазню или стоят часами, наслаждаясь непонятно чем.
Мне вообще всегда нравилось рисовать грифелем, а масляными красками…просто была «проба пера», забросила, так и не начав толком))).
Сейчас у меня подруга ходит в мастерскую и рисует красками на холсте, вот смотрю и наслаждаюсь, очень жалею, что все бросила… Все таки процесс увлекательный и я бы сказала успокаивающий.))))
Ну да, я вот тоже при всей шедевральности «Чёрного квадрата» Малевича не стала бы любоваться на него даже в оригинале. Как, впрочем, и на все остальные его картины. Супрематизм — это, наверное, не моё. И многого я ещё не понимаю…
Может, я просто не разбираюсь в искусстве. А, может, не поддаюсь чужому мнению. Мне недостаточно для восхищение громкого имени. Мне надо, чтобы мне это и самой понравилось.
Я тоже желаю, что бросила рисовать. Тем более, что много художников среди знакомых, бывала в их мастерских, видела, как они творят. Но, как я уже сказала, может, у нас ещё всё впереди. Вот станем бабушками и будем рисовать до ста лет. ))
Так ты сейчас совсем не рисуешь? Я иногда… Но рука уже не та. И так не умела, а тут и вовсе разучилась. ))
Не Галюнь, не рисую, поменяла одно увлечение на другое, на вязание, но после нескольких связанных вещей, тоже забросила, блог появился, а совмещать не получается))).
А про Черный квадрат я давно читала статью, там целый философский смысл, который я так и не разобрала))). Единственное, что заставляет всматриваться в линии, это техника автора, без линейки, циркуля и других предметов. Все только от руки, да еще и с оттенками, в которые нужно всматриваться.
Я вообще отдаю предпочтение маринистам, вот на их полотна могу часами смотреть,благо у нас в Феодосии много последователей Айвазовского, есть на что посмотреть.
Я тоже очень люблю пейзажи — и морские, и с изображениями суши.
Про «Черный квадрат» я даже целый сюжет видела в передаче про искусство. Но всё равно не прониклась. ))
Я бы тоже не рисовала, если бы не дети. Обычно мы вместе все рисуем. Иногда каждый своё, но чаще — одно и то же, или на один и тот же сюжет. Но я часто рисую, что попроще, чтобы их тоже учить. Они смотрят, повторяют, что-то своё вносят. С детьми интересно рисовать. Хотя, конечно, всё это несерьёзно… А так — да, блоги столько времени занимают, что уже и не остаётся на прочие хобби.
А мне очень понравились картины, они добрые, может потому и называются наивными. Спасибо за наводку, если встречу выставку с таким названием, обязательно стоит посетить.
Таких музеев в России всего несколько, 4 или 5 на всю страну. Но, скорее всего, у них бывают и разъездные выставки.
Мой муж тоже почитал и сказал: «А зря я не пошёл». Ну, думаю, мы ещё будем в Суздале и всё наверстаем. 🙂
Я так понимаю наивные художники, чаще всего всю жизнь работали — инженером, врачом, водителем и т.д., а искусство было их хобби в свободное от основной работы время. Часто так бывает, что в хобби люди добиваются высот не соизмеримых с основной специальностью, потому что, делают это от всей души.
Да, это главное — делать от души. И тогда даже и не важно, будет успех или нет. Успехом будет уже то, что занятие приносит удовольствие и радость, себе и близким.
Самое интересное, что многие из этих художники были не особо-то и известны. А теперь их картины — в музее.
Галя, только начала читать твою статью и сразу вспомнила свою маму. Она когда-то помогала мне матрешки разрисовывать и делала «черновую работу» (типа платок или юбку одним цветом закрасить), а спустя несколько лет сама начала рисовать картины. Вот, теперь и я знаю, как этот стиль называется, хотя, надо сказать, сюжеты у мамы порой очень интересные были.
Когда то еще в 80-х была в Суздали, мне очень понравился этот ажурный городок, а музей просто замечательный.
Сначала название музея удивило. Но потом статья расставила все по местам. Даже не знала, что есть такой термин «наивное искусство». Мне кажется, что искусство не может делиться на подвиды.
Некоторые картины вообще удивили. Сделано на уровне ученика младшей школы. Интересно, по какому принципу отбираются полотна в этот музей.
А мне картины очень понравились. это гораздо лучше и понятнее, чем ипрессионизм. И главное, с душой написаны картины. А в некоторых такая фантазия — Босх отдыхает. Очень трогательные работы!Спасибо!
Была в Суздале несколько лет назад. Городок очень понравился, но чувствую, что не все интересное там увидела. Вот музей наивного искусства даже не заметила. Надо еще раз в Суздаль ехать…
Привет, Галочка! А я бы с удовольствием сходила на подобную выставку, да и картину, например, «Русская зима» Еленок, с удовольствием на стену бы повесила… Радостно солнечно и, на мой взгляд, далеко не наивно.
Вот и на мой взгляд в этой наивности много настоящего. Жизни. А некоторые классические картины вроде и красивы, и написаны так, что не каждому дано, а не цепляют… Но, наверное, так и должно быть. Чтобы было разное искусство. На любой вкус и настроение.
Какие яркие краски! )
Мне приходилось бывать в Суздали. И этот музей я посещала. Картины очень понравились, вот только не пойму, почему их называют наивным искусством, ведь у каждого художника свое видение мира.
Я так поняла, что это просто термин такой. Как говорится, ничего личного. Вероятно, имеется в виду, что техника наивная, потому что не учились технике рисования. А по мне — так такие самородки интереснее, чем художники, рисующие по канонам, со всей тщательностью. Тут действительно свой взгляд на мир.
Мне понравилось, обязательно схожу туда, как буду в Суздале.
Елена, очень рада, что заинтересовала Вас этой выставкой! Интересно будет познакомиться с Вашими впечатлениями.
Спасибо… напомнили… В Суздале была, отдыхала по путевке. Очень понравилось. А вот музей не пришлось посетить. А жаль. Картины прелестные…
В Суздаль можно ездить не один раз. Там много чего интересного. Мечтаю побывать там снова.
Живу во Владимире и часто бываю в Суздале, просто приезжаю прогуляться по тихим улочкам этого спокойного провинциального городка. А вот о таком музее слышу впервые.
Оксана, если любите такого рода искусство- обязательно побывайте там! Мне понравилось!
«Окрестности Томска» и «Ранний снег» понравились, ибо природу я люблю. Но и другие картины хороши, причём каждая по своему. «Половичок» или «деревенский коврик» и правда похож на лоскутное шитьё, Галь. И место для музея выбрано интересное ))
А если судить по возрасту художников, глядишь, скоро и я возможно стану популярной со своими немногочисленными рисунками ))
Ой, Галя, я нашла у вас тут художника-супердолгожителя! По тексту: «Ржанников М.А. «Охота на кабана». Годы жизни художника 1830-2004. Написал картину в 1985 году.» Наивное исскуство,честно говоря, не очень привлекает (так и хочется сказать: «Так и я могу»). Помню, когда нам преподаватель по истории искусства показывала репродукции кубистов, абстракционистов или наивных художников, вся группа непризвольно делала такие кислые лица, тогда нам было по 18 лет, но до сих пор я до этого «не доросла», ничего не поделаешь. Классика больше по душе.
🙂 Ой, Валентина, огромное спасибо! Конечно же, тут какая-то опечатка. Пороюсь в фотографиях и записях — и исправлю. Хотя столько жить я бы не отказалась, это же замечательно. )))
Да, у меня тоже было первое ощущение: «Так и я могу». Но, конечно, это не совсем так. Некоторые картины точно не нарисовала бы. Хотя такое ощущение у меня иногда возникает и когда я гляжу на картины художников с мировыми именами. Искусство очень многолико. Мне примитивизм нравится. Искренний, без манерности. Техника — страдает, да. Зато какие чувства! 🙂
Классика тоже ведь разной бывает. Малевич — разве не классика? А вот я тоже никогда не понимала всей прелести его творений. Хотя вот, говорят, что его «Чёрный квадрат» не так уж прост. Есть в нём, оказывается, загадка — там что-то под верхним слоем. Интересно же! Иногда истории картин интереснее самих картин.
Большое спасибо за публикацию. Всегда, когда бываю в Суздале, в обязательном порядке захожу в этот музей, настоятельно его рекомендую всем, кто едет в Суздаль. Для любителей наивного искусства рекомендую еще и этот музей в Москве http://naive-museum.ru
Спасибо, Nikolas, за интересное дополнение!
Надо же! Никогда о таком не слышала. А картины действительно симпатичные)))
В свое время очень понравились и запомнились картины. Вновь приехала в Суздаль и оказалось, что, к сожалению, музей уже несколько лет как закрыт. Специально обратилась к сотрудникам с вопросами и они рассказали, что картины хранятся «в фондах» и иногда участвуют в выставках, например, в Москве.
Жаль, что закрыт. Интересный музей.