Обычно люди куда-то спешат по трассам и не особо останавливаются. Разве только заправить машину, перекусить, купить воды или ещё что-то жизненно важное…
А что, если никуда не спешить? Или спешить, но не слишком?..
Итак, представим себе, что Вы едете по трассе М4-Дон… ну, допустим, из Москвы в Новороссийск. И располагаете некоторым временем. И вот въезжаете в Ростовскую область. И хотите не просто проехать её из конца в конец (между прочим, несколько сотен километров, если совсем точно, то 342 километра), а ещё и увидеть что-то интересное…
В Ростовскую область трасса ведёт из Воронежской области (последний относительно крупный населённый пункт у соседей – село Верхний Мамон).
В Ростовской области трасса Дон идёт по следующему маршруту: Миллерово (оставляя этот город западнее трассы), Каменск-Шахтинский (проезжая через него по краю), Красный Сулин (оставляя его западнее), Шахты (оставляя их восточнее), через Аксай, мимо Ростова-на-Дону по объездной дороге, через мост над рекой Дон, и уходит на юг, мимо Батайска и села Самарского (оставляя их западнее) к Краснодарскому краю.
Интересный факт: а Вы знаете, что в Ростовской области, городе Ростове-на-Дону, по реке Дон проходит граница между Европой и Азией? Ростов-на-Дону находится в Европе. А Батайск – в Азии. Таким образом, по федеральной трассе Дон можно приехать из Европы в Азию.
Магия цифр и расстояний
Степи, степи, степи… Где-то в Интернете я встречала мнение, что на всей трассе М4-Дон самый скучный участок – Ростовская область. Не верьте таким заявлениям!
Да, пейзажи у нас несколько однообразны (хотя после путешествия по Калмыкии я уже не настолько уверена в этом). Ни гор, ни морей, ни скал с трассы, конечно, не увидите. Но увидите терриконы, холмы, реки, небольшие лесополосы, летом – весёлые поля подсолнухов…
А если чуть-чуть уделить внимания трассе М4-Дон в Ростовской области, то станет гораздо интереснее…
При въезде в нашу область с северной стороны я всегда задумываюсь о магии цифр. Ростовская область начинается на 777-м километре от Москвы.
Три счастливых цифры (кстати, тут же, на 777-м км трассы расположена заправка «Лукойл»).
А если ещё вспомнить, что и номерной знак региона – 61 (в нумерологии это будет 6+1), то в итоге та же семёрка. Это многое объясняет, не правда ли? Трасса в Ростовской области – самая счастливая! Я, конечно, шучу. Но, как известно, в каждой шутке…
Трасса М4-Дон, проходя по Ростовской области, пересекает 8 районов: Чертковский, Миллеровский, Тарасовский, Каменский, Красносулинский, Октябрьский, Аксайский и Азовский. И почти в каждом из них, неподалёку от трассы, а иногда и на ней самой, есть что-то интересное.
Ну что, поехали? А Вы уже сами решайте, куда сворачивать, где останавливаться, а где – нет…
Чертковский район
А начнём мы по порядку, как и едем, с севера области. Трасса Дон начинается в Ростовской области в Чертковском районе (разумеется, если ехать со стороны Москвы).
И сразу после Воронежской области мы пересекаем пограничную черту между областями и попадаем в Чертковский район.
Не зря он, видимо, так называется: тут проходит невидимая черта между землями. На севере района – с Воронежской областью, на западе – с Украиной. Ну а если серьёзно, то район носит имя войскового атамана Михаила Ивановича Черткова.
Если сразу после въезда в Ростовскую область уйти с трассы налево (как раз после 778-го километра, фото которого выше), в сторону станицы Казанской (до неё отсюда – 65 километров), то там много чего интересного.
Например, подземный монастырь станицы Мигулинской (Верхнедонской район). Но это – далековато для тех, кто просто едет по трассе, и не намерен провести у нас в области несколько дней.
779-й километр – стоянка для отдыха возле хутора Нагибина Чертковского района. Здесь можно набраться сил перед знакомством с большой и интересной Ростовской областью.
801-й километр. Здесь: ДПС, поворот на Чертково, кафе, придорожный мотель.
Центр района – посёлок Чертково. Поворот на него после 801-го километра направо. И далее ещё 30 километров до самого посёлка.
Чем примечателен этот посёлок? В нём есть улица Дружбы народов, по которой проходит граница между Россией и Украиной. Да-да, дома по одной стороне улицы – на российской территории, а на другой – уже украинские. Улица с тем же названием, но уже – посёлка Меловое Луганской области. Представляете, сколько раз на день можно бывать за границей?
Но если приколы такого рода Вас не интересуют, то в Чертковском районе есть и другие достопримечательности, значимые, исторические.
Например, площадь из «Тихого Дона» в селе Маньково-Калитвенское. Именно на эту площадь прибыл Григорий Мелехов на военные сборы. И доныне тут сохранён майдан перед церковью, на котором собирался казачий круг.
Также в этом селе, на улице Советской, можно увидеть могилу писателя Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа по «Двенадцати стульям» и «Золотому телёнку».
Если располагаете временем, то имейте в виду, что тут есть и природные достопримечательности. Самая главная из них – Журавский заказник, раскинувшийся на 12 тысячах га.
Едем дальше. На 825-м километре пересекаем реку Калитву. И приближаемся к Миллеровскому району…
Миллеровский район и Тарасовский район
Вот и Миллеровский район. Находится он на северо-западе области, и на протяжении 70 километров граничит с Украиной.
На 854-м километре – заправка «Башнефть».
Весь отрезок трассы в Ростовской области благоустроен. Автобусные остановки освещаются в тёмное время суток фонарями на солнечных батареях. Возле остановок есть туалеты.
На 855-м километре – развязка на станицу Вешенскую. Там – государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. От развязки до Вешенской – 142 километра, до Шолоховского музея – 144 километра. Музей находится в Шолоховском районе, в станице Вешенской по адресу: улица Шолохова, 103. Но музей-заповедник Шолохова – это отдельная тема.
860-й километр – развязка на Миллерово. До него от трассы всего 4 километра. Сам город Миллерово – небольшой, промышленный. Примечателен тем, что это – самый северный город Ростовской области, да и всего Южного федерального округа. Стоит на реке Глубокая. Носит имя российского немца Ивана Миллера. В нашем случае Миллерово примечателен ещё и тем, что находится ровно посередине пути по трассе М4 (если брать её всю, а не только отрезок в Ростовской области).
Помимо мест, связанных с именем великого писателя Шолохова, есть в Миллеровском районе и другие достопримечательности. Например, Волошинская гора – любимое место тренировок местных дельтапланеристов. Находится она возле населённого пункта Волошино.
В Миллеровском районе ещё есть Фоминский заповедник, на территории которого находятся 176 курганов (23 из них – памятники археологии).
После 878-го километра идёт Тарасовский район.
Раньше перед Тарасовкой были огромные пробки, и тут можно было застревать надолго. Теперь сделали объездную дорогу, и этот участок дороги стал комфортным для водителей.
Похоже, про Тарасовский район – это всё, что я могу рассказать. Честно скажу, районы на севере области я пока что знаю плохо. Но точно, что прямо возле трассы никаких достопримечательностей тут нет.
Приготовьтесь! Дальше нас ждёт нечто интересное – достопримечательности Каменского района. Одного из самых красивых районов Донской земли.
Ну, как Вам начало трассы М4-Дон в Ростовской области?
Дальше будет куда живописнее.
И большая просьба ко всем, кто хорошо знает эти края – пишите свои дополнения в комментариях! Может, я что-то забыла или проглядела по дороге…
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
——————-
Схожие записи:
Трасса М4-Дон в Ростовской области: что посмотреть? Часть 2
Дорога на Зайцевские скалы Ростовской области
Дорога Ростов-на-Дону — Кисловодск на машине
Чёрное море: туда и обратно. Часть 1
Дорога Геленджик — Прасковеевка
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Спасибо за возможность проехать по М-4! Дорога — это одна из основных составляющих самостоятельных авто-путешественников. Кому-то дороги могут показаться скучными, занудными и неинтересными. Такие люди никогда не испытывали особого дорожного чувства движения, какое всегда нас сопровождает в пути!
Отличный пост, жду продолжения.
P.S. Ильф и Петров почему-то у меня в первую очередь ассоциируются с «Одноэтажной Америкой». 🙂
Ну как дороги могут быть скучными? Я таких людей не понимаю. Сама очень люблю дороги — и сами по себе, и как способ куда-то добраться, и как немаловажную и неотъемлемую часть путешествий. А что может быть лучше путешествий? 😉
Я знала, что на М4 много достопримечательностей, но не догадывалась, что так много. Остается только жалеть, что невозможно увидеть все. Просто времени и средств столько нет, чтоб путешествовать неделями и месяцами. Но зато, проезжая мимо, я буду знать, по каким местам еду. Спасибо, Галюш!
Да, конечно, когда куда-то едешь, то нет особо времени всё смотреть. Хочется всё же поскорее добраться в место назначения. Но вдруг появится какое-то окошко и будет время и желание что-то посмотреть — тогда вот эти знания и пригодятся. Ну а мне этот отрезок трассы особенно интересен, потому что наша область. Хотя как раз в этих районах редко бываю.
Я тоже очень люблю дороги. Каждая чем-то особенная, но вот так проехать, чтобы внимательно изучать почти никогда не удается. Хотя раньше бывало такое, что мы задавали определенное направление и ехали сворачивая туда, где что-то показалось интересным.
Увы, не всегда есть время останавливаться везде, где хочется. Иначе можно очень долго ехать к цели. 🙂
Галь, с большим интересом прочитала и про магию чисел, и про границы стран и континентов. Брату покажу, они с женой пару раз совмещали отдых в Крыму и в Новороссийске
Спасибо, Эллина!
Очень красивые фотографии. Если соберусь по этой трассе проехать, обязательно воспользуюсь вашим путеводителем.
Спасибо! Счастливых путешествий, Наталья!
К сожалению, ростовскую трассу только пересекали на своей машине. Теперь там, говорят, много беженцев с востока Украины.
Да, много. Люди живут по своим знакомым, родственникам, на базах отдыха… да где только не живут! Им помогают, принимают очень хорошо, многие подумывают навсегда остаться…
А на самой трассе гораздо больше московских номеров, чем украинских. 🙂
Никогда не бывала в ваших краях, но живо представила благодаря фотографиям и Вашему рассказу. Я тоже, если куда — то еду, обязательно обращаю внимание на окрестности, на знаки, на населенные пункты, все интересно.
Конечно! И это правильно! Я иногда во время поездок намечаю будущие маршруты. Увидишь какой-то интересный указатель, щит на дороге, делаешь пометку в блокноте — приезжаешь домой и роешься в Интернете — а там… Иной раз такие интересные места находятся.
Я таким образом уже немало мест для себя открыла. Те же водопады Белые скалы. Просто увидела указатель на них, когда тащились в пробке. 🙂
Какие дороги! ни сколько не хуже чем в Европе.
У нас многое не хуже, чем в Европе! 🙂
Людмила, конечно, такая крупная федеральная трасса должна быть хорошей. Но я ещё помню, когда она была не так хороша. Приятно, что всё меняется в лучшую сторону!
Многие спешат и я в их числе. Иногда даже шикарный закат некогда заснять 😉
Пару раз была в ваших краях. Бесконечные поля с подсолнухами — зрелище, которое надо увидеть хоть один раз в жизни. Мне очень нравится.
Как бы ни была однообразна дорога, она все равно не бывает однообразна настолько, чтобы совсем уж заскучать )))) А я сама, признаться, вообще получаю удовольствие от пребывания на просторах наших степей и полей — столько неба, солнца, и совсем не тянет поскорее нырнуть обратно в какой-нибудь город ))))
Ой, Лен, я и по городам гулять люблю. Хотя, конечно, красивая природа всегда лучше самого красивого города.
Какие дороги хорошие! У нас пока таких… раз-два и обчелся…
У вас точно будет хорошие. В Краснодарском крае тоже отличные дороги, ещё лучше, чем у нас! Потому что не могут быть плохие дороги там, где вся страна отдыхает. А у вас тоже всеми любимый курорт.
Ой, не надо лучше Галь, а то нас ненавидеть начнут)))), пусть будут хорошие, чтоб лица у водителей были добрее!)))
Недавно проезжали по этой трассе. О качестве дороги только положительные эмоции и впечатления. Вот бы везде в России такие были. А по пейзажам, как то скучновато казалось, после наших уральских лесов.
Скучновато? Возможно… Но я убедился, что на дорогах скучно тому, кто просто упирается взглядом в ленту асфальта. Не скучно не тому кто смотрит, а тому кто видит. На степных просторах М4 можно увидеть и как поля цветут, и как орлы охотятся… Стремительный взлет куропатки, скоростной забег фазана, осторожно крадущуюся лису и стремительно мчавшегося зайца. А повезет, то и кабанчика заприметите… Нужно просто видеть.
И задумайтесь, ведь можно сказать и так: «И что хорошего в этих лесах — деревья стеной стоят и ни одной живой души вокруг… А ночью даже остановиться страшно…». Сам я очень люблю леса и надеюсь в скором времени покататься в ваших уральских краях!
Точно-точно. Могу подтвердить, лично видела фазанов на развязке (в одну сторону Новошахтинск, в другую сторону Шахты и Новочеркасск). Правда тогда сказала мужу: «Смотри, сазаны бегают». С тех пор мы фазанов сазанами называем. И кабанов видела — они лежали в луже прям на дороге, когда мы подъехали, они медленно встали, уступили нам дорогу, а потом я видела в зеркало заднего как они опять укладывались в эту лужу. И за зайцем мы минут двадцать ехали, он никак с дороги не хотел уходить. И таких случаев масса.
А на Урале еще огромные комары с полосатыми ногами.
В Волошино уже давно не летают дельтапланы…
А почему перестали летать? Там же был клуб дельтапланеристов? Неужели закрылся?