Путешествие к Псебенским водопадам мы начали из аула Псебе Туапсинского района Краснодарского края…

Псебенские водопады

Этим летом мы, как обычно, отдыхали в нашей любимой Ольгинке. Но поскольку мы не из тех, кто весь свой короткий отпуск не вылезает с пляжа, у нас была обширная туристическая программа, которую я, как всегда, составила заранее, ещё перед поездкой.

Псебе

Долина реки Псебе

Информация про Псебенские водопады в Интернете крайне скудная. Точнее  сказать, за исключением нескольких фотографий и поверхностных описаний, её вообще нет. Поэтому мы ехали наобум, в неизвестность.

Река Псебе в ауле Псебе

Знали мы только одно – места там должны быть красивые, дикие, не изгаженные толпами невоспитанных туристов.

Река Псебе

А ещё нам было известно, что Псебе в переводе с адыгейского означает «много воды» и река Псебе – очень полноводная.

А, значит, и водопады, впадающие в эту реку, должны быть живописные и красивые. И в этом мы не ошиблись…

Дорога к водопаду

…Был конец августа. Утром жаркого дня мы отправились в аул Псебе.

Дорога в аул Псебе

Он находится в отдалённом от курортов месте. Мы были единственными туристами в тот день в этих краях, и это придавало особенную прелесть нашему небольшому путешествию.

Аул Псебе

Мельница в ауле Псебе

В окрестностях аула Псебе находится несколько водопадов. Чтобы осмотреть их все, понадобилось бы несколько дней. Поэтому мы выбрали ближайший от аула водопад, всего в 10 километрах.

Аул Псебе — красивое тихое место

Поговорив с местными жителями, мы выяснили, что до этого водопада на нашем внедорожнике не добраться. Местами там довольно плохая дорога. Но можно арендовать УАЗик, вместе с водителем, прекрасно знающим эти места.

Аул Псебе

УАЗик, на котором мы поедем на Псебенские водопады

Нашим проводником в мир прекрасного стал местный юноша по имени Шамиль, сын хозяйки кафе (оно находится в самом центре селения, найти его не составляет труда).

Едва мы выехали из аула и пересекли первую водную преграду, я подумала: «Да мы бы легко тут проехали на своей машине! И не по таким горным речкам доводилось…»

Псебенские водопады

Но чем дальше мы забирались в лесные дебри, тем больше я радовалась, что мы оставили свою машину в ауле.

Большей частью в начале дороги мы ехали по руслу реки или пересекали её многочисленные притоки.

Не зная этих мест, вполне могли бы свернуть куда-то не туда . А даже дорогу расспросить тут не у кого. За всё время поездки к водопаду и обратно мы встретили только одного человека. Он заготавливал дрова в лесу.

Псебенские водопады

Ехать было весело. Когда мы переезжали через речки, брызги летели через открытый верх УАЗика.

Детей это приводило в восторг, а я всё время боялась, что брызги испортят мой фотоаппарат (экшен-камера, которую можно засовывать в воду, всё ещё остаётся моей мечтой).

Иногда мы перебирались на УАЗике через жижу чёрной грязи, конца и края которой было не видать. Местами карабкались вверх по крупным камням. Некоторые из них отскакивали от колёс и с громким стуком били по днищу машины.

Псебенские водопады

По пути туда и обратно я успела сделать всего лишь несколько снимков. И то большей частью они получились нечёткими. Но некоторое представление о дороге они помогают воссоздать.

Надо сказать, что после поездки на Шишиге к водопаду Белые скалы, эта поездка мне показалась очень приятной и абсолютно не экстремальной. Может, конечно, в этом ещё и заслуга водителя, которого я попросила везти нас аккуратно.

Спасибо нашему водителю за приятную поездку! 🙂

Дело в том, что после покатушек на грузовике предыдущего дня всё тело у меня ломило, а на предплечьях были огромные синяки от ударов о борт ГАЗа-66. Вот ту поездку мне повторять точно никогда не захочется, я лучше туда пешком схожу…

Ущелье с водопадом

…Примерно через полчаса мы приехали к какой-то безлюдной туристической базе. У неё был несколько заброшенный вид, в кафе не было ни одного человека,  но где-то в  недрах еле слышно шептало радио.

Псебенские водопады

В кафе горного ущелья было безлюдно…

Шамиль сказал, что дальше на машине не проехать. Вверх по ущелью к водопаду придётся идти пешком. Он показал нам начало тропы и сказал, что останется ждать возле машины.

У начала тропы к водопаду

Тропа к водопаду маркирована красными стрелками.

Псебенские водопады

Заблудиться невозможно. Впрочем, даже если бы указателей и не было, просто иди себе вдоль ручья – и обязательно выйдешь к водопаду.

Ущелье, ведущее к Псебенским водопадам

Местами мы прыгали через ручей, карабкались вверх по валунам…

Псебенские водопады

Местами путь к водопаду и вовсе не был похож на тропу…

В общем-то дорога не слишком сложная даже с двумя маленькими детьми, абсолютно неопасная, но идти тут быстро не получается.

Кое-где ручей перекатывался через камни мини-водопадами

Ущелье невероятно красивое.

Псебенские водопады

Не считая редких указателей на развилках, следов присутствия человека тут нет. Поэтому ощущения просто потрясающие!

Иногда нам встречались каменные природные ступени

Такое впечатление, что находишься в абсолютно диком месте.

Дорога на Псебенские водопады

Не знаю, что за растение, но мне понравилось!

Буйная природная растительность, огромные валуны, заросли папоротника – ну прямо какой-то затерянный мир…

Папоротник

Заросли папоротника у тропы

И вот, наконец, мы вышли к водопаду.

Псебенские водопады

Этот водопад находится в устье левого притока реки Псебе. Высота его 12 метров.

Но для меня самым главным было то, что тут нет людей. Всё-таки, согласитесь, любоваться водопадом с двумя десятками туристов, приехавшими с вами на грузовике, или только со своими близкими, родными людьми – огромная разница.

Конечно, мне было немного жаль, что мы приехали к Псебенским водопадам не на своей машине, и где-то там нас ждал Шамиль, а поэтому мы не могли наслаждаться водяными струями столько, сколько хотелось бы…

Псебенские водопады

Наша маленькая путешественница у водопада

И я невольно всё время ловила себя на мысли, что неплохо было приехать сюда с ночёвкой, с палаткой и шашлыками, взять с собой купальники и немного местного вкусного вина. И пусть весь мир подождёт…

Но, несмотря на бурно работающую фантазию, я научилась радоваться тому, что у меня есть в данный момент, здесь и сейчас.

Автор блога «Дороги мира» у Псебенских водопадов

Хотя я всё равно буду мечтать вернуться сюда и провести тут подольше времени, никуда не спеша, наслаждаясь  красотой кавказской природы и тишиной, нарушаемой только звуком падающего с каменного ложа водопада.

После небольшой фотосессии мы вернулись к машине. Шамиль завёл мотор и мы поехали в обратный путь. Признаться честно, я до сих пор немного завидую этому юноше: жить среди такой красоты, видеть её каждый день, иметь возможность, когда захочешь, отправиться в горы, к водопадам на своём внедорожнике – в моём представлении это огромное счастье.

Псебенские водопады

А ещё я очень удивляюсь, почему здесь так мало туристов. Почему к другим водопадам не протолкнуться, а про эти даже и не найти рассказов в Интернете?

Хотя пусть и дальше эти места остаются прекрасным затерянным миром – миром, где не ощущаешь давления цивилизации, где забываешь о том, что где-то есть большие, безумно шумные города. Уголком, где чувствуешь себя наедине с природой немного первобытным  человеком… Местом, где просыпается в душе прекрасное…

Мы обязательно когда-нибудь сюда вернёмся!

А Вы были на Псебенских водопадах?

Эта статья участвует в конкурсе «ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА» с общим призовым фондом 14 500 руб.! Конкурс проводится с 21 ноября по 21 декабря 2013 г. Расскажите о своем путешествии и получите приз!Подробности на блоге организатора«Жизнь в Болгарии и путешествия по Франции». Партнеры конкурса — Юрий и Екатерина Федоровы — руководители международного Клуба свободных путешественников «WelcomeWorld.ru». Елена Серебреникова, поддержавшая конкурс финансовым участием. Жюри конкурса: Ольга Коновалова, Юрий и Екатерина Федоровы, Елена Серебреникова.

——————

Водопады родника Наташа на Михайловском перевале

Медовые водопады в Карачаево-Черкессии

Водопады Города Цветов в Мьянме

Надеюсь, Вам понравился мой рассказ об этом красивом месте и Вы отблагодарите меня, поделившись этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях: