Из Туапсе в Ростов-на-Дону возможно добраться различными путями. Самый комфортный и быстрый – сквозь Джубгу.
Но имеется альтернативная дорога через Шаумянский перевал, отрезок трассы Майкоп – Туапсе. В Джубге стояли большие пробки (ремонт моста), решили ехать через Шаумян.
Об этой дороге пишут по-разному. Кто-то ужасается качеству, говорит, страшная дорога. Крутые страшилки попадаются: сплошная пропасть вдоль дороги, отбойники отсутствуют, машины падают, их никто не достаёт… Кошмар!
Другие говорят, дорога вполне неплохая. Бывают хуже.
Истинное положение дел видно на фотографиях и видео. Снято в сентябре 2015-го, но, говорят, состояние перевала неизменно десятилетиями.
Так ли страшен Шаумянский перевал?
Мне было особенно интересно, Шаумянский перевал не видела раньше. Муж видел. Тогда дорога была сухая – машины покрывались густой белой пылью.
В сентябре ехали в дождь. На перевале – не белая пыль, а жидкая серая грязь.
В районе Индюка выглядывала гору Индюк. Однако горы окутал белым одеялом туман… Названия забавные, птичьи: посёлок Индюк, река Индюшка, Кура, Цыпка…
Красивые арочные железнодорожные мосты.
До начала перевала и после – дорога неплохая, местами неважная, но вполне нормальная.
Участок дороги Шаумянского перевала длиной 7 километров – гравийка. Асфальта нет. И не ожидается. Причина – подвижные грунты, оползни и сели. Если проложат асфальтированную трассу, она вскоре съедет в пропасть вместе с асфальтом.
Так ли страшен Шаумянский перевал? Нет, прекрасен! Действительно, часто с одной стороны – стена скалы, с другой – обрывы. Отбойники присутствуют, хотя встречаются редко. Но по краю обрыва растут деревья, отчасти играющие роль отбойников. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Самое интересное: на вершине перевала укатан асфальт – сотня метров возле кафе. На высоте 512 метров над уровнем моря. Представляете?
Кстати, дальше, за перевалом, видели участок дороги, где встречная полоса просто отвалилась. Зрелище жуткое. Надеюсь, в момент обвала по дороге никто не ехал…
На Шаумянском перевале машин довольно много. Водители пузотёрок настолько берегут подвеску, что создают небольшие заторы, ползут черепашками. Но пробки отсутствуют. Разметка тоже отсутствует, поэтому каждый едет, как хочет: кто – по встречке, кто – протискиваясь между тихоходами. Весьма экстремально.
Удивляют знаки ограничения скорости – здесь и так невозможно быстро ездить! Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Красивые пейзажи. Но мы не останавливались. Не хотелось выходить в грязь.
Общие впечатления: живописно, но утомительно. Дорога посыпана гравием, кочки, ямки, трясёт, руль прыгает… Зато как потом радуешься асфальту! Не могу назвать дорогу прямо ужасной. Ездить можно. Изредка.
Хотя вот брат мужа, серьёзно увлекающийся внедорожьем, покатушками по грязи, любит Шаумянский перевал…
Дорога Хадыженск – Горячий Ключ
Дальше поехали через Хадыженск на Горячий Ключ.
Эта часть пути тоже оставила богатые впечатления. Проехав Большой Тук, попали в туманную осень. Деревья жёлтые. Наверное, в горах ночи холодные. Настоящий октябрь! Дождливая погода усиливала осеннее настроение. Попасть от пальм и тёплого моря в золотую осень – неожиданно и странно!
Проехав Старый Куринский,
Куринскую с курящимися туманом горами,
вдоль красивой скалы над дорогой,
выехали к Хадыженску. Город известен вкусным разливным живым пивом, так и называется – «Хадыженское».
Дальше два пути – через Апшеронск на Майкоп, или через Горячий Ключ. Выбрали второй вариант – короче на 70 километров.
Ехали и удивлялись: отличная дорога – и никто не ездит!
Многие километры – никого! Какие-то странные ограничения скорости – 80, 60, вовсе 40… А дорога пустая, населённых пунктов нет, знаков ремонта – тоже. Загадка!
Взлетаем на очередной пригорок, а за ним – опа-на! – отсутствует асфальт! Хорошо, муж успел притормозить, но протрусило порядком…
А вот мост укатан асфальтом! Почти на всех мостах этой дороги асфальт имеется!
Неожиданно увидеть у дороги нефтекачалку.
Начинается населённый пункт – появляется асфальт.
Населённый пункт заканчивается – асфальт кончается.
Забавно! Нигде такого не встречали. И так – весь путь! Кусочек асфальта, потом на десятки километров – грунтовка.
Ни асфальта. Ни машин. За всё время встретили, может, десяток авто. И те – местные. Понятно, почему мало кто ездит этой дорогой…
Ближе к Горячему Ключу снова начался асфальт. Дорога изгибается то вверх, то вниз…
То из стороны в сторону.
Ехать интересно! Уже вернувшись домой, прочитала отзывы об этой дороге: «Боже упаси поворачивать на Горячий Ключ», «даже и танки застрянут, наверное». Отчасти согласна – дорога не самая лучшая. Но прокатиться всё равно интересно, а насчёт танков – явное преувеличение.
Горячий Ключ встретил нас холодным дождём.
Дальше – знакомая дорога через Краснодар.
Вот и Ростовская область.
Почти дома.
Шаумянский перевал – экономия времени?
Дорога Ольгинка – Ростов-на-Дону через Джубгу – 430 километров, без пробок – часов 5,5-6 пути. Но в сезон часто пробки. Туда проскочили рано утром, в пробке стояли недолго. Обратно ехали днём, другим путём.
Итоги: дорога через Шаумянский перевал и Горячий ключ оказалась длиннее на 70 километров, гораздо менее комфортной и более долгой (средняя скорость 62 километра/час). 500 километров ехали 8 часов (выехали в 12:00, в Ростов въехали в 20:00, отстояв две большие пробки – одну на въезде в Ростовскую область, другую – перед Самарским).
Зато не стояли в многочасовых пробках Джубги и ехали практически безлюдной дорогой. Время, может, не экономится (хотя это зависит от длины пробок в Джубге), а вот нервы точно берегутся. Ещё я посмотрела новые живописные места. Теперь хочу увидеть Шаумянский перевал в сухую погоду, чтобы можно было выходить любоваться, фотографировать обрывы, ущелья… Но вот ночью этой дорогой не хочу ехать…
Хотя дождь, грязь, туман, а я довольна! Люблю видеть новые дороги, и жаль терять время в пробках.
P.S. Фотографии сделаны из машины, в дождь, не ругайте. Ехали бы в сухую погоду – фотографий было бы больше и лучшего качества. Хотя — не знаю… Возможно всё было бы в клубах пыли. В сухую погоду и дорога, и листва на деревьях, и машины выглядят так, будто их присыпали цементом…
Видео даёт больше представления о дороге. Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик (фрагменты пути).
А Вы ездили через Шаумянский перевал?
Что наиболее запомнилось? Что советуете посмотреть?
Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2015. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
——————-
Схожие записи:
Хребтовый перевал Кавказского хребта
Чёрное море: туда и обратно. Часть 1
Дорога Ростов-на-Дону — Кисловодск на машине
Трасса М4-Дон в Ростовской области: что посмотреть? Часть 1
Трасса М4-Дон в Ростовской области: что посмотреть? Часть 2
Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!
Очень экстремально. Я бы не рискнула.
Ольга, мы ездили и по более экстремальным дорогам. 🙂 Я о них постараюсь рассказать в ближайшее время.
Ну а многим, тому же Извозщику, ещё одному автору этого блога, увлекающемуся бездорожьем, такие дороги и вовсе экстремальными не покажутся… Хотя у нас тут ещё один автор есть, увлекающийся бездорожьем — Светлана Kusha.
Интересный рассказ о дороге из Туапсе через Шаумянский перевал. Хорошо знаю отрезок от Хадыженска в нашу с торону, а вот через перевал весной проедем… Планирую
Анна, конечно, хотя бы раз в жизни стоит там прокатиться! Мне — понравилась дорога. Хотя, конечно, по мне судить о дорогах сложно. 🙂 Я их все люблю, и красивые, и сложные, все-все.
Ты решила все прекрасные тропинки одним махом выдать?
Дорога действительно прекрасная и без экстрима. Но когда прокладываешь себе путь через Шаумянский перевал, то надо отдавать себе отчет в том, какая у вас машина. На низких седанах с жесткой шоссейной подвеской там делать нечего. Каждый маленький камушек вы будете чувствовать зубами, на многих ямках и холмиках вы с содроганием будете слушать, как железо днища машины трется об камни, а скорость движения станет 5-6 км/ч — сами долго будете ехать и людей держать. Когда нам не мешали подобные машины, на свободных участках, по сухой погоде мы там спокойно держали скорость около 60 км/ч. И одна машина у нас была просто переднеприводый Кашкай (Nissan Qashqai)… На мокром, конечно, там так летать нельзя!
Люблю путешествовать на машине, но всегда с опаской отношусь к экстремальным дорогам. Все таки это на любителя. 🙂
«Прекрасные тропинки»? 🙂 Серёжа, ты, как всегда, в своём репертуаре.
Судя по рассказам мужа, я поняла, что в дождь там как раз лучше всего ехать! А когда сухо — то будто пыльным цементным мешком великан встряхнул — клубы пыли по всей дороге. Ну ты-то знаешь. ))
Так что будем искать ещё прекрасные тропинки. 🙂
Людмила, не, я точно не экстремал. Я скорее красивые дороги люблю, чем экстремальные. Эта понравилась тем, что необычна. Расскажу в ближайшее время ещё про про необычные дороги — http://worldroads.ru/koltsevaya-doroga-vokrug-beshtau-posle-monastyirya.
В дождь скользко — на повороте понести может и можно улететь. Ну а пыли да — поменьше.
Не так уж и скользко — там камнями вся дорога усыпана. А пыли в дождь вообще нет — она вся превращается в грязь. 🙂
Странное жонглирование асфальтом — то есть он, то его нет на одной и той же дороге… Что за «хозяйственники» в Краснодарском крае орудуют?..
А виды красивые. Если бы эти экстремальные переезды обезопасить, путешественники не нарадовались бы.
О да, я и сама озадачилась, что там за дороги такие. Настолько необычных дорог мы раньше не встречали. )) А ведь в представлении большинства Краснодарский край — это прекрасные дороги! Сколько мы там ими сами восхищались. Видно, на эти денег не хватило. 🙂
Местами довольно экстремальненько)) Особенно в плохую погоду. Но дорога однозначно может стать еще одним приятным бонусом в путешествии. Мы тоже, когда возвращались из Дагестана, поехали через Кизляр, хотя все отговаривали, говорили, что так дольше намного. Но я так давно не балдела от безлюдности, и Ногайская степь оказалась просто великолепна. Так что иногда экспериментировать очень полезно.
Да, Юль, «нам любые дОроги дорОги». 🙂 Для меня дорога — это всегда приключение, сама по себе — событие. Увидеть новую дорогу всегда интересно. А тут всё же было на что посмотреть…
Да, по горам в такую погоду, да еще и по таким дорогам — это очень на любителя. Или если деваться некуда
Да чудесная погода! Вот в гололёд я бы сто раз подумала. Правда! 🙂 Интересно, бывает ли он там?
Эх, Галя, нравится мне Ваш сайт. Сдаю еще одну «козью тропу». Двигаясь со стороны моря, через 5 км после Дефановки будет р.Синявка (как ориентир) и метров через 200 съезд в лево. Он ни как не обозначен, метров через 50 заканчива6тся асфальт и дальше 40 км грунтовки, держитесь правее. Увидите шлагбаум, знак «Движение запрещено.Технологическая дорога»- вы на правильном пути. Это начало перевала, второй шлагбаум с аналогичным знаком для встречных-конец перевала Эта дорога на с.Шабановское через одноименный перевал. Дальше Шабановское, Смоленская, Афипский, Краснодар. Дорога малоизвестна даже краснодарцам.
Рекомендую для путешественников с детьми. Не смотря на грунтовку и пыль, гарантированно пробок не будет, да и повстречаете машин 5-10 всего. Отличные виды, как бонус можете увидеть зайцев, кабанов, оленей. Слева будет проходить «Голубой поток» и если Вы не будете разжигать на нем костер, то никому Вы не нужны))).
Но эту дорогу рекомендую при выезде с моря. Хотя там встречал и едущих к нему. Дорога «проезжательна» даже для «пузотерок»
Спасибо, Сергей! Приятно, что нравится мой сайт. А за «козью тропу» — так вообще отдельное спасибо! Знаю это место, на реку Синявку не раз обращала внимание — у нас просто есть неподалёку в области село Синявское, которое в народе «Синявской» называют, и когда из года в год мимо проезжаешь, невозможно не заметить знакомого имени. Спасибо! Может, попробуем там тоже прокатиться. Новые неведомые дороги я люблю!
Здравствуйте, Галя!
Поскольку Ваш сайт позиционируется как сайт автопутешествий, может быть, создать отдельную ветку по маршрутам? Из личного опыта — не самый короткий путь, самый быстрый и приятный!
Маршрут Краснодар — Владимир уже давно у меня исключает Москву. Вообще стараюсь при первой возможности покинуть трассу «Дон» и выглядит это так ati.su/Trace/default.aspx?EntityType=Trace&City1=120&City5=50&Cities=5_16;5_1847;5_250;5_206&Ferries=true, а участок Рязань-Владимир сказка — Мещерские леса.
Здравствуйте, Сергей! Поскольку сайт авторский, о наших семейных путешествиях, то в первую очередь пишем о тех маршрутах, которыми мы сами ездили, о том, что испытано и увидено лично. Создавать ветку смысла не вижу — это же не форум автопутешественников, а авторский сайт — о личных впечатлениях.
Все читатели могут что-то добавлять своё, но по теме конкретной статьи. И да, конечно, если есть альтернативные маршруты и в комментариях кто-то пишет об этом, то это может быть в помощь другим путешественникам.
А трассу «Дон» я очень люблю! Просто по ней не стоит ездить летом.
Галина, Вы абсолютно правы, это Ваш сайт и только Вам определять его направленность. Повторюсь, мне Ваш сайт очень нравится и мне хотелось бы его поддержать! Но то ли я невнимательный, то ли не смог найти нужную кнопку, но не смог найти как обратиться лично к Вам. Поскольку Ваш сайт мониторят конкуренты, то, может быть, не стоит выкладывать определенные предложения. Мне приятно было бы помочь конкретно Вам, а не Вашим конкурентам! А уж это Ваше право обратить или не обратить на это внимание!
Сергей, большое спасибо. Рада, что Вам так нравится мой сайт. Но в путешествиях конкурентов не бывает. Мы дружим со многими путешественниками, блогерами. Многие из нас бывали в одних и тех же местах, но всё равно каждый пишет о своём и по-своему. Так что я конкуренции не боюсь. 🙂
Но если очень хотите посекретничать, то найти меня можно в соцсетях, а мой электронный адрес есть на страничке об авторе http://worldroads.ru/ob-avtore. Если не заблудитесь там среди моих фотографий. )) Наверное, пора бы это портфолио сократить и обновить.
Через Дефановку на Шабановское на пузотерках ехать не рекомендуется. Местные говорят, что после дождей там только трактор пройдет. И, знаете, я им верю.
На том участке ралли проводят, равно как и на Шаумянском перевале.
А по перевалу я на малолитражке японского происхождения гоняла не раз. Ну практика, ну и что — укатана так, что получше некоторого асфальта будет. Бывала там в разную погоду — от знойного лета, до снежной зимы — всегда проезжаемо. Но готовьтесь мыть машину. В сухую погоду от пыли — она там столбом стоит, в дождь и снег — от грязи. Кстати, в отличие от асфальтовых трасс, гололеда там нет — сказывается неровности покрытия и высокие температуры из-за близости моря. А в большие снегопады наверху дедушки грейдеры, которые по мере необходимости чистят дорогу.
Страшного ничего там нет, а вот местность красивая.
По горным дорогам приходится ездить редко, разве что на отдыхе.А у нас дороги ровные, хорошие. Но зато на горных дорогах такие виды красивые!
У нас тоже дороги ровные. Но пейзажи и правда куда однообразнее, чем в горах. Поэтому горные дороги очень люблю!
Пришлось мне однажды ночью ехать по Шаумянскому перевалу, правда всего каких то 8 км, но пыль стояла столбом, ведь он гравийный.
Да, когда сухо — там пыль столбом! Все машины оттуда выезжают, будто с цементного завода. ))
Спасибо, что ответили на просьбу описать дорогу через Шаумянский перевал. Пожалуй, эта дорога могла бы сберечь если не время, то хотя бы нервы в пути. Ведь летом, особенно в августе, от Туапсе до Джубги одна сплошная пробка. Смущает лишь отсутствие асфальта в некоторых местах. Говорят, пытаются рубить тоннель под Шаумяном, но из-за слабого финансирования дело движется очень медленно. И еще интересно, если ехать не на Горячий ключ, а через Апшеронск на Саратовскую, там асфальт сплошной, без разрывов?
Через Апшеронск пока не ездили. А про тоннель под Шаумяном впервые слышу — неужели будет такое счастье?
Летом дорога через Шаумянский перевал действительно может выручить, но есть несколько минусов: сильно трясёт, пыль забивается везде, проникает через радиаторную решётку, потом надо серьёзную мойку машине устраивать. А так — да, ехать не скучно. 🙂
Дорога там и правда ужасная. Чтобы покалечить машину… Но сэкономить время. И почему власти не собираются ее приводить в порядок? Это альтернативный путь к побережью, когда сейчас транспортный поток в разы больше, чем в 90-е годы. Ради экономии времени проехать можно, но … пыльная машина, возможно, поцарапанное дно машины (это минимум) или камень от встречной в стекло проезжающим могут быть обеспечены…
Не настолько ужасная. Бывают хуже.
Камни чаще от обгоняющих машин летят, а не от встречных. И обычно, если обгоняют быстро. А тут быстро никто ездить не может. Но защиту поцарапать слегка можно, конечно. Но пробить — вряд ли. Дорога довольно ровная, хотя ямки и встречаются. Если ехать днём — их хорошо видно. Люди на легковушках ездят.
Хотя, конечно, если не пробки объезжать, то вряд ли кто там поедет специально. Ещё и дольше получается, чем через Джубгу.
А зачем было на Горячий Ключ ехать, это же крюк, я еду на Майкоп, потом разные варианты, можно на Армавир, а можно и на Усть — Лабинск, потом на Выселки, и дальше на Ростов! Несколько раз ездил по Шаумяну, пару раз даже зимой, в целом неплохо!
Андрей, каждый выбирает свои дороги, верно? Объяснять зачем, почему — особого смысла не имеет. Интересно было посмотреть, что за дорога. И, знаете, есть у неё один большой плюс: за всё время пути мы встретили всего 3 машины. )) Поверить сложно, но так и было. И понятно — почему.
Да и не такой уж это крюк…
Сестра поехала в июле Павловская — Березанская — Выселки Кирпильская — Усть Лабинск— а дальше РЕМОНТ моста на Майкоп… объезд через Адыгейск — Рязанская — Апшеронск… Сейчас едут обратно из Сочи… Туапсе — Апшеронск — Ерик -Тверская -Первомайская -Саратовская… В каком состоянии дорога Саратовская-Апшеронск- не знает едет впервые… Пишут вроде асфальт везде.
На Красный Ключ тоже не понимаю? Еду на Усть-Лабинск, Кропоткин, Тихорецк, Сальск, Волгоград.
Смысл в том, что через Горячий Ключ мы выходим на нормальную дорогу (М4-Дон), по которой можно быстро и с комфортом ехать, а через Усть-Лабинск дорога не так хороша. В Сальск и Волгоград нам было вообще не надо, мы ехали в Ростов-на-Дону. А если ехать Вашим маршрутом через Тихорецк, то нам бы получилось на 40 км длиннее и по более худшим дорогам. А так мы прошли только часть дороги по ухабам, а дальше поехали (без пробок) по М-4.
Пробки смотрим в дороге по Яндексу. Если были бы пробки и дальше (возле Краснодара бывают), возможно, поехали бы иным путём.
А вообще разные люди выбирают разные дороги. Это нормально. Было бы скучно (и кучно), если бы все ездили одной и той же дорогой. 🙂 Зато мы новую (для себя) дорогу посмотрели. Это же интересно, ездить разными дорогами. Хороших Вам дорог!
Через Шаумян ездил — очень интересно! Хочется ещё, но говорят — заасфальтировали.
Неужели и правда заасфальтировали? Мы полгода назад там были — не было никакого асфальта, не считая нескольких километров заасфальтированного участка возле кафе.
Сегодня ездил по Шаумянскому перевалу. Нет никакого там асфальта, все также. И около кафе не несколько км асфальта, а от силы метров 100. Кстати я ехал из Пятигорска и давать крюк не хотелось — поэтому выбора не было.
Спасибо, Роман! Мы там тоже пару недель назад ехали из Ольгинки в Ростов (в Джубге были пробки, как всегда летом) — и тоже никакого асфальта не видели. Только возле кафе немножко. Всё как было — так и осталось. Но ощущение, что дорогу чем-то пролили или как-то ещё обработали — пылит гораздо меньше, чем раньше. Или просто дожди часть пыли смыли. И машин было довольно много…
P.S. В следующий раз замерю, сколько точно метров асфальта возле кафе. 🙂
Тоже в июле 2016 проезжали через Шаумянский перевал. Время прохождения 15 минут от таблички до таблички. Видео с регистратора немного дольше за счет того, что начинается запись несколько раньше, чем стоит указатель «Шаумянский перевал» и в середине сделана вставка с задней камеры.
youtube.com/watch?v=FBUlfsjr24A
Может быть кому-то пригодится.
Удивило в комментариях к Вашему видео, что в кого-то там камни летят из под колёс быстро едущих машин. Там быстро ездить невозможно. 🙂
Скорость езды зависит от машины и опыта водителя. Там местные гоняют 70 Км/ч на прямых участках, даже на обычных Жигулях. К сожалению мой регистратор не выводит скорость на экран (можно посмотреть только в специальном плеере), но я на Ниве тоже там не шибко медленно ехал.
А чтобы камни летели я ни разу не видел. Щебень довольно крупный и зацепиться на легковой протектор на колесах не сможет. Может быть просто тому «комментатору» не повезло.
Да, но 70 — это, наверное, самый максимум. Мы крайний раз ехали в среднем 40, потому что машин было много… Непривычно много для Шаумянского перевала…
Вчера позвонили родственники, обрадовали — Едут на морЯ! Поскольку за неделю дважды пришлось съездить в Архипку, ну ведь только у нас начало ремонта дороги почему-то совпадает с началом курортного сезона, настоятельно рекомендовал ехать через Шаумянский перевал. Дорога Краснодар-Джубга АД, 3,5 км (в 5 утра) ехал час! Что творится позже страшно представить!
Неизвестно почему, но водители страшно боятся ехать через данный перевал, видимо какие-то суеверия? Нет уж, мы лучше в пробке постоим!?
Выше писал про Шабановский перевал, он к сожалении не спасает. Через него подъезжаешь аккурат к началу пробки!
Местные власти вспомнили про Шаумянский перевал (ну ведь накаркали!!!), собираются сделать альтернативную, ПЛАТНУЮ дорогу! Проект Абинск-Кабардинка канул в лету, но очень хочется иметь свою НОВУЮ, но платную дорогу!
Шабановский перевал точно не спасёт, потому что все самые пробки начинаются в Джубге или пред Джубгой… А собираются у нас что-то делать долго, так что можно не волноваться. У нас в Ростове-на-Дону метро, например, строить собираются уже почти полвека, наверное…
Добрый день, Сергей.
Планируем ехать в Туапсе в сентябре. Ориентировочно 4-5 числа будем подъезжать к Джубге. Подскажите пожалуйста, лучше сразу ехать Саратовская-Апшеронск-Туапсе или по трассе Джубга-Туапсе в это время года нет пробок? Спрашиваю Вас, как знатока местных дорог).
Машина лифтованная, на высокопрофильной МТ резине, так что гравийка не страшна.
Спасибо большое за ответ.
Отвечу я вместо Сергея. Мы в те края не реже катаемся. В июле крайний раз были.
Гравийка на Шаумянском перевале не страшна для любых машин. Она там вполне хорошая. Немного пылит только.
А по поводу пробок — Яндекс.Пробки в помощь. Лучше мониторить за пару дней до выезда. Причём в те же часы, когда планируете ехать. И обязательно — прямо в день выезда и по дороге. Мы в июле думали ехать через Джубгу в Ольгинку (фактически Туапсе), но перед Горячим Ключом стали в мёртвую пробку (там ремонт дороги был), посмотрели в Яндекс.Пробках, что пробка длинная и вообще не движется, а впереди перед Джубгой ещё одна пробка — и ушли на Горячий Ключ и далее на Шаумян. То есть и в дороге стоит мониторить пробки. Проехали бы мы чуть дальше — стояли бы там ещё часа 2-3. А так была возможность уйти.
Мы ездили через Джубгу в сентябре не раз. Лучшее время — 1 сентября. В этот день вся трасса почти пустая. А 4-5 уже могут подтягиваться любители бархатного сезона. Поэтому предсказать пробки с большой долей вероятности нельзя. Счастливой дороги!
Спасибо за отличный репортаж! Как будто сам увидел дорогу
Спасибо, Сергей! Такой отзыв мне очень приятен!
Огромное спасибо за прекрасно описанный маршрут и время, потраченное на это. Человеку, который выложил данную информацию, жму руку от души!!!
Кира, спасибо большое! Я всегда с удовольствием трачу время на то, что потом другие люди с интересом читают и пользуются в своих путешествиях. Будьте счастливы!
Благодарю автора за статью. Планируем в этом году поездку на море в сентябре. То же много слышали про этот перевал. Кто то даже сравнил пейзажи с фильмом Аватар) только что висячих скал в воздухе не хватает)))
Правильно говорят комментаторы — в сухую погоду пылища на перевале — как нигде. А если в машине нет кондея и переключения воздуха на внутреннюю циркуляцию ( как у меня в 2112) — то готовьтесь жариться 10 минут в горячей машине, закусывая просочившейся пылью. Что удивительно — по этому перевалу с серпантинами ездят даже грузовики с длинномерными прицепами — видел как один такой вёз пластиковый бассейн, местами на поворотах задевая грунтовку рамой. Из позитивного запомнились ЖД тоннели в горах, когда железная дорога, проходя над автомобильной, заходит в гору, и всё. Где она потом выходит — непонятно 🙂 Жаль, что автор не сфотографировал такое чудо. Сам не смог — за рулём был.
Хадыженск — Горячий ключ — удивительная дорога. Во-первых, названиями посёлков и рек: Асфальтовая гора, Кура, Цеце, и т.п. Во-вторых, весьма постапокалиптично выглядит дорога без намёка на асфальт, но с большим количеством дорожных знаков 🙂
Спасибо, за хорошие пояснения и фото. Мы также в пути на море едем через Шаумянский перевал. Красиво, без пробок. Ездили и через Хадыженский перевал, выскакивает в Хадыженске, далее Апшеронск, Майкоп, и…
Моё хобби — путешествия! Теперь, к сожалению, только по Краснодарскому краю.
Но, поскольку край наш, прямо-таки — СКАЗКА, то мне хватает.
Огорчают только дороги, для такого южного, богатого и густонаселённого края, как бы это сказать без мата… — МАЛОПОДХОДЯЩИЕ.
Даже дороги между РАЙОННЫМИ ЦЕНТРАМИ, и те кое-где… — без асфальта.
Головоломная горная дорога от города Апшеронск(более 40 тысяч человек)
до города Туапсе(более 63 тысяч человек), на перевале Индюк, гравийная — километров пятнадцать.
Или живописная холмистая дорога от станицы Отрадная(почти 25 тысяч человек) до посёлка Мостовской(более 25 тысяч человек), на стыке этих районов, гравийная — километров десять.
Это не ДОНОС в Госдеп, как подумали записные патриоты, это гораздо — ХУЖЕ!
Это — БЕЗЫСХОДНОСТЬ!
Потому что печатные слова, чтобы написать ИМ донос, у меня ЗАКОНЧИЛИСЬ ещё на тех ПЫЛЬНЫХ дорогах. А всякие НЕПЕЧАТНЫЕ — труднопереводимы…