Не желаете ли отправиться в путешествие в прошлое?

Почтовая станция Аксай

На почтовой станции 19-го века в Аксае имеется свой каретный двор.

В каретном сарае и музейном дворе собрана небольшая коллекция гужевого транспорта, то есть того, который передвигается силой животных. В данном случае, лошадиными силами. Ещё точнее, силами почтовых лошадей.

Почтовая станция Аксай

Каретный сарай Почтовой станции Аксая, Ростовская область

Это сейчас почта занимается только тем, что перевозит письма и посылки. А раньше функции почты были гораздо шире. Почта была одновременно гостиницей и станцией, где можно было сменить уставших с дороги лошадей.

Причём пользоваться почтовыми лошадьми в 18-19 веке могли не только почтальоны, военные и прочие государственные служащие, но и обычные путешественники.

Почтовая станция Аксай

Почтовый тракт. Художник М. Воробьёв начало 19 века

Таким образом, почтовые станции фактически являлись транспортными узлами. На них всегда можно было найти пассажирские повозки и лошадей.

В конце 18 века из центра России на Кавказ ехали через земли Войска Донского. Неудивительно, что аксайская почтовая станция пользовалась большой популярностью.

Кто тут только ни проезжал – от рядовых военных до представителей царской семьи. Были тут и Николай I, и Пушкин, и Лермонтов, и знаменитый генерал Раевский, и многие другие знаменитости.

Почтовая станция Аксай

Известные люди останавливались на аксайской почтовой станции

Причём количество лошадей выдавали путникам с учётом их положения в обществе, которое определялось классом чина. Регистрируя в подорожной книге путешественников, станционный смотритель смотрел паспорта и выдавал лошадей по чину.

Так, например известному генералу от кавалерии Николаю Николаевичу Раевскому, путешествующему на Кавказ в 1820 году, отпускали на почтовой станции 15 лошадей.

Почтовая станция Аксай

Почтовая станция. Художник А. Венецианова. Вторая половина 19 века. Тверская областная картинная галерея

А не менее знаменитому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, путешествующему вместе с генералом Раевским, но имеющему чин всего лишь коллежского секретаря, выдавали всего двух лошадок.

КОЛЛЕКЦИЯ КАРЕТНОГО ДВОРА ПОЧТОВОЙ СТАНЦИИ В АКСАЕ

Здесь собран транспорт конца 19-начала 20 веков: дилижансы, фаэтоны, пролётки, брички и сани, а также различная упряжь.

Почтовая станция Аксай

Почтовая станция Аксай. Фаэтон и упряжь в каретном сарае

Наиболее распространённым самым быстрым средством передвижения был дилижанс (от французского carosse de diligence – «проворный экипаж»). Они были довольно лёгкими, вместительными, многоместными. И использовались как междугородний транспорт для перевозки пассажиров и почты.

Дилижансами ездил Пушкин из Москвы в Петербург и обратно. Тогда путь от Москвы до Петербурга занимал 5 дней.

Почтовая станция Аксай

Челябинский дилижанс. Художник Е. Лансере. 1904 год

Почтовые дилижансы останавливались только для передачи почты, еды и чтобы сменить лошадей. На ночёвки время не тратили.

Также тут можно увидеть фаэтон в довольно неплохой сохранности. На фаэтонах можно было передвигаться максимум вдвоём (не считая кучера), поэтому такая поездка повышенной комфортности обходилась дороже, чем поездка на многоместном дилижансе.

Почтовая станция Аксай

Фаэтон. Почтовая станция Аксая

Были и одноместные экипажи, метко называемые «Эгоистка». Двум людям там было бы неудобно. И ездили на них преимущественно женщины, не желающие путешествовать в компании незнакомых мужчин.

Представлена тут и линейка (лёгкая конная повозка), но, к сожалению, без кабины.

Почтовая станция Аксай

Линейка. Почтовая станция Аксая

И различного вида сани, на которых передвигались зимой.

Почтовая станция Аксай

Сани и другой гужевой транспорт. Почтовая станция Аксая

Коллекция каретного двора Почтовой станции в Аксае (Ростовская область) не слишком богата, но посмотреть есть на что.

Почтовая станция Аксай

Сани

Жаль, что не катают туристов, как, например, в станице Старочеркасской или Суздале.

Вы бы прокатились?

А, может, уже были там? Тогда делитесь впечатлениями!

Ещё интересные статьи о Ростовской области:

Военный подземный бункер в Аксае: запасной командный пункт СКВО

Тайны подземных секретных лабораторий под Ростовом-на-Дону не разгаданы до сих пор

Подземная крепость с таможенной заставой в Аксае, построенная в 18 веке

Тайны и легенды таможенной заставы в Аксае

Почтовая станция в Аксае возле Ростова-на-Дону, с казачьим домом и дилижансами

Каретный двор в Аксае (Ростовская область): старинные почтовые дилижансы и фаэтоны

Поездка в Вёшенскую, где создавался «Тихий Дон»

8 самых известных донских казаков

Главный храм донских казаков

Новочеркасск — столица донских казаков

Воскресенский собор Старочеркасска

Красота в глуши Ростовской области: хутор Дядин из 15 домов и его великолепный старинный храм

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2022. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!
Это помогает сайту развиваться!