В 16 км от Каменска-Шахтинского Ростовской области, есть небольшой хутор Астахов. Он раскинулся вдоль Сухой балки, на обоих берегах речки Глубокой. Там и стоит старинный храм середины XVIII века.
Этот храм необычен всем. Он три раза переезжал с место на место. А ещё в нём хранится редкая икона, запечатлевшая чудо, случившееся с донскими казаками больше века тому назад.
Хутор назван по фамилии одного из первопоселенцев. Но сейчас мы расскажем не историю хутора, а историю одного храма и одной иконы…
Строение интересно и своей архитектурой, необычной для церквей Дона, и материалом, из которого построен – дерево. И не просто дерево, а крепкие дубовые пластины. Старинные деревянные церкви в Ростовской области – редкость. Но самое интересное – это история храма.
КАК ХРАМ ПЕРЕЕЗЖАЛ 3 РАЗА
Изначально храм построен в 1748 году в станице Каменской (ныне Каменск-Шахтинский). Но в 1792-м в станице возвели новую каменную церковь, а старую деревянную разобрали.
Через 3 года казачий полковник Иван Скасырский купил эту старую деревянную церковь и перевёз её в слободу Скасырскую. В 1795 году храм освятили во имя Воздвижения Креста Господня.
В 1906-м году в Скасырской надумали построить новый каменный храм. Деревянную церковь вновь разобрали.
А в ноябре 1913 года деревянный храм перевезли в хутор Астахов, где он и стоит до сих пор.
О, какие же добрые люди в донских хуторах! Узнав, что мы приехали из Ростова и интересуемся историей храма и образом Августовской Божьей Матери, священник открыл храм и показал нам эту икону.
Не знаю для кого как, но для меня такое отношение к заезжим путешественникам – уже чудо. Как часто люди не уделяют внимания друг другу, ссылаясь на неотложные дела, работу и прочее. И меня очень умилил настоятель храма, который, хотя и предупредил нас, что он спешит, но всё же уделил нам, незнакомым людям, своё время. И рассказал нам историю храма.
Храм и правда потрясающий и необычный. Церковь Воздвижения Креста в хуторе Астахов – памятник регионального значения (признан таковым, согласно постановлению Главы администрации Ростовской области № 69 от 14 марта 1994 года).
А ещё удивил баптистерий на подворье храма.
– Мы крестим людей только там, – пояснил отец Иоанн. – Хотя в некоторых храмах и считают, что достаточно окропить взрослого человека водой. А у нас вот – крестильня с купелью, как и положено…
Но самое необычное в этом старинном храме – это иконы. Один из образов совершил неблизкий путь на Дон из Польши. Долгое время эта икона находилась в храме, но никто даже не догадывался о её необычной судьбе.
БОГОРОДИЦА СПАСЛА РУССКИХ ВОИНОВ
А предыстория такова. Четыре года назад приехали со всей России реконструкторы на Дон – восстановить эпизоды битвы между белыми и красными казаками. Специально для гостей были организованы экскурсии по Каменскому району. И вот во время одной из них зашли туристы в старинный астаховский храм. Их потрясённые взоры привлёк один из образов.
Увидели они на иконе Богоматерь с младенцем, указывающую перстом путь людям в военной форме, опустившимися перед Нею на колени. Неканонический сюжет вызвал немало вопросов, но экскурсовод не смог на них ответить.
И тут в толпе один из гостей в форме белогвардейца-марковца (люди просто не успевали переодеваться), сказал: «Я знаю историю этой иконы». Самое удивительное, что приезжий был из Санкт-Петербурга. И вот что он рассказал туристам.
Образ этот написан по реальным историческим событиям, произошедшим в Первую мировую войну. В восточном районе Польши полк российской армии попал в кольцо немцев. Казалось, выхода уже нет, и сил – тоже. Мысленно прощаясь с жизнью, далёкой Россией и оставшимися там жёнами и детьми, воины преклонили колени и молились о помощи.
И случилось чудо. Небо воссияло и появился на нём образ Богородицы. Она указала воинам путь через лесное болото. Матерь Божию видели все – от полкового священника до рядовых казаков. По преданию, полковой священник и написал вскоре икону, под впечатлением от увиденного.
Самое потрясающее, что полку и правда удалось спастись, последовав по пути, указанному Богородицей. Но это ещё не всё. Вышедшие из окружения российские военные внезапно напали на противника и разбили его в пух и прах. Почему враг не заметил ухода из окружения русских бойцов – ещё одно непостижимое чудо.
НА ИКОНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ ДОНСКИЕ КАЗАКИ?
Что же это за такая необычная икона? И как она оказалась одном из донских хуторов?
У специалистов нет никаких сомнений, что этот образ был написан именно в период Первой мировой. Икона эта известна под именем Августовская Божья Матерь.
И вот краевед и историк из города Каменска-Шахтинского Александр Николаевич Чеботарёв после долгих поисков в архивах узнал непростую историю этой иконы.
События, запечатлённые на образе, случились в польском местечке под названием Августово. А люди, изображённые на иконе, – из воинского состава одного из полков 10-й армии.
Вот как описаны события столетней давности в издании «Биржевые Ведомости» за 25 сентября 1914 года:
«Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: “Ваше благородие, идите”. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».
Похожие публикации были и в № 2519 «Колокола», можно найти их и в других газетах того времени. Рассказы о настоящем чуде, способствовавшем победе, укрепляли дух русской армии…
Есть у историка и предположения, каким образом икона из Польши пришла на донскую землю. Дело в том, что в состав 10-й армии входил 44-й донской казачий полк, в котором служили уроженцы окрестных хуторов станицы Каменской.
Вероятнее всего, весной 17-го, когда генерал Каледин вывел Донские полки с фронта, кто-то из казаков привёз икону домой, а затем подарил её храму.
Ну и разве не чудо, что сохранилась икона в старинном храме до наших дней?
Скоро этому образу Августовской Божьей Матери исполнится целый век. И хотя искусствоведы говорят, что сложно установить точно год написания иконы – и то ли это – тот самый образ, который был написан вскоре после событий под Августово, то ли это один из списков иконы, написанный примерно в то же время – это нисколько не умаляет ценности образа.
Ведь изображено на нём чудо, случившееся почти сто лет назад с донскими казаками.
И в храме к этому чуду может прикоснуться каждый.
P.S. Фото белого храма сделаны в ноябре 2012 года.
Как найти: Крестовоздвиженский храм находится в хуторе Астахов Каменского района Ростовской области по адресу улица Советская, 36-а.
Храм открыт по пятницам, субботам и в предпраздничные дни с 14:00.
В выходные и праздничные дни – с 7:00.
Телефон прихода: 8-903-400-95-90. Настоятель Церкви Воздвижения Креста хутора Астахов Каменского района иерей Иоанн (Елатонцев).
А Вы видели какие-нибудь необычные иконы?
Ещё интересные статьи о Ростовской области:
Новочеркасск — столица донских казаков
Воскресенский собор Старочеркасска
Храм Вознесения Господня в хуторе Сусат
Екатерининская церковь в станице Краснодонецкой
Красота в глуши Ростовской области: хутор Дядин из 15 домов и его великолепный старинный храм
Тайны и легенды таможенной заставы в Аксае
ПСтаничныя церковь храм столичной красоты: Успенский храм в станице Калитвенской Ростовской области
Поездка в Вёшенскую, где создавался «Тихий Дон»
8 самых известных донских казаков
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2013. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Это помогает сайту развиваться!
Симпатичный храм, и люди на Дону правда замечательные, добрые)
Спасибо! Люди везде разные есть. Но в деревнях, сёлах и станицах они — лучше!
Некоторые иконы я впервые сейчас увидела. Видно, что старые иконы. И храм в русском стиле таком давнем.
Люблю в храмах интерьер рассматривать.
Я тоже люблю рассматривать внутреннее убранство храмов. От него нередко многое зависит — насколько комфортно мне там.
Очень интересная история! И хотя я абсолютно антиконфессиональна, я очень уважаю историю, а религия — значительная ее часть. Так что, спасибо за замечательный рассказ о храме и об иконе!
«Антиконфессиональна»… вот это да! Путешествия приучили? 😉 Я вот плохо понимаю дебри иных религий, но всё равно всегда интересно познакомиться с чужой культурой. Во многих странах религия имеет вообще основное значение. Культуру того же Востока не понять без элементарных представлений о религии. Ну а познавать историю своей страны — тем более интересно. Спасибо и тебе — за тёплый отзыв!
А то! Приучили, конечно 🙂
На самом деле, мне тоже очень интересна религия с точки зрения культуры и истории. Сколько разных стран с разным вероисповеданием мы уже объездили! Сколько людей повидали. Таиланд — буддисты, Малайзия — мусульмане, Европа — в основном, католики, Австралия — смотря, кто и где 🙂 Ты права, даже если не лезть в дебри, влияние религии на образ жизни, привычки, манеру поведения людей очевиден, и узнавать новое, сравнивать очень увлекательно. А наши храмы и церкви — это вообще огромный пласт истории, культуры, архитектуры и не знаю, чего еще! 🙂
Да, религия зачастую неотделимы от традиций, а значит это и есть — часть культуры. И храмы в этом плане бесценны для любого, кто хочет познать историю и культуру.
Жаль, у нас жестоко с ними обходились, столько снесли, разрушили, забросили… Средней полосе в этом плане больше повезло.
Очень аккуратная церковь, без помпезности, люблю такие. Галь, а икона Божьей матери, деревянная или на ткани? Так нарисована, как будто на ткани вышита золотом.
Интересная история написания иконы. Помнишь я писала про скалу св. Георгия на Фиоленте, там тоже было святое явление погибающим людям. Наверное, люди были раньше по-настоящему верующими, раз им такие образы являлись…
Думаю, по-настоящему верующие и сейчас есть. Но, наверное, такие образы являются ещё и в действительно минуты грозной опасности, когда люди молят о спасении.
Икона нарисована на доске, деревянная. Не вышита. Хотя смотрится она правда очень необычно.
Галина, какая захватывающая история иконы. Да, и сам храм выглядит необычно, особенно иконостас, чем-то напомнил мне иконостас в русской церкви, в Гааге
Спасибо, Эллина! Думаю, русский храм в Нидерланадах не случайно похож — там же тоже, наверное, всё не современное.
Да, как сказать, церковь была основана в 1816 году княгмней Анной Павловной, дочерью Павла I, но иконостас тоже на белом фоне и с золотом
Истории о храмах и необычных иконах очень интересны. Святые реликвии несут особую энергетику.
Не везде сейчас найдешь таких священников, это светлейший человек, может часами тебя слушать и давать очень мудрые наставления. Давно уже живу в Ростове, но когда проезжаю в тех краях обязательно стараюсь заглянуть в эту церковь, пообщавшись с батюшкой на душе становится легче.
Оксана, я недолго общалась с этим батюшкой, но он меня восхитил уже только своим очень благожелательным отношением и уважением к проявленному нами интересу к истории церкви. И, хотя спешил, успел нам показать храм и много интересного рассказать.
Галина, большое спасибо за интересный рассказ об этом храме. Прям в ностальгию окунулась!:) В далеком детстве часто из Каменска ездили с бабушкой в этот храм, где-то лет 15 назад. И настоятель тогда тот же был. Очень хорошие воспоминания остались о нем и о церкви этой.
Нашла, кстати, историю упомянутой выше картины. Картина Репина «Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь» (1888-1889). Вот ссылка: smallbay.ru/artrussia/repin_nikolay_mirlikiysky.html
Наталья, спасибо Вам огромное! Мне очень стыдно, что не знала я этой картины и даже не удосужилась поискать… А ведь такой известный художник!
Добавлю название картины в подпись под фотографией. Спасибо!
Рада, что Вам понравился мой рассказ о храме, что освежила Ваши детские воспоминания. Батюшка — очень душевный. Прихожанам храма повезло. И сам храм необычный.
По бабушкиным словам, меня крестили в этом храме. Часто искала его глазами, проезжая мимо в поезде. А сегодня открыла страничку, сама почитала, дочери рассказала. Обеим интересно и полезно. В 60-е годы этот храм был одним из весьма немногих, где проводились богослужения, венчали, крестили, причащали, отпевали. Спасибо всем, кто хранил веру и духовность!
Елена, спасибо Вам большое за тёплый отзыв! Очень рада, что Вам была интересна моя статья. Когда читаю такие отзывы — понимаю, что не зря делюсь с людьми тем, что видела.
Крестовоздвиженская церковь.
Когда в станице Каменской (ныне город Каменск-Шахтинский) была построена и освящена в 1792 году каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, старую деревянную церковь, построенную еще в 1748 году, выкупил полковник Иван Петрович Скасырский, перевезший её в 1795 году в слободу Скасырскую. Воссозданная в слободе церковь стала называться Крестовоздвиженской; была она однопрестольной, из дубовых пластин с такой же колокольней, покрыта листовым железом. В 1883 году на пожертвования прихожан с обеих сторон её алтаря были устроены два помещения — для ризницы и пономарки. Церковное попечительство при Крестовоздвиженской церкви было открыто в 1894 году.
В 1906 году в Скосырской был начато строительство новой кирпичной церкви, которая была возведена в 1912 году. Старое деревянное здание церкви было разобрано и передано в хутор Астахов, где начало возводиться в ноябре 1913 года на основании решения строительного отдела Областного правления Войска Донского с тем же названием — Воздвижения Креста Господня.
Построенная впервые в середине XVIII века, пережив три стройки, а также революцию, гражданскую и отечественную войны, церковь работает по настоящее время. Является памятником регионального значения. Настоятель храма — протоиерей Иоанн Елатонцев, награждён медалью «За заслуги перед Шахтинской епархией», и крайне много сделал для этого прихода.