В своей поездке на машине по Золотому кольцу мы побывали в Боголюбово и посетили один из самых старых монастырей России.
Владимирская земля славна не только красотой своей, но и как святое место. Храмов и монастырей здесь немало, а раньше было ещё больше…
Свято-Боголюбский монастырь – один из старейших в нашей стране. В прошлом году ему исполнилось 855 лет. Подумать только – девять столетий стоит он уже на месте, откуда и пошла слава самого Владимира.
Основал Боголюбово сын Юрия Долгорукого (построившего Москву и многие города и деревни, в том числе Юрьев-Польский и Кидекшу, где мы тоже побывали и о которых я ещё расскажу) князь Андрей Боголюбский. Получил он такое прозвище за то, что любил Бога и был очень благочестив.
По легенде, Андрей Боголюбский в 1155 году ехал через эти края. И была с ним чудотворная икона Божией Матери. И вдруг в семи верстах от Владимира, на высоком берегу Клязьмы, кони встали как вкопанные и отказались двигаться дальше.
Князь приказал разбить шатёр. Всю ночь он провёл на коленях перед иконой, и вот среди ночи предстала перед ним Пресвятая Богородица и повелела на этом месте возвести храм.
И началось его возведение. А в честь явления Богородицы была написана икона Боголюбская – первая на Руси (до неё привозили иконы из Византии).
Чудотворная икона эта спасла жителей Владимира в 1771 году от моровой язвы (чумы) и теперь вот уже на протяжении двух с половиной веков в память о чудесном спасении совершается ежегодно в канун 1 июля (вечером 30 июня) крёстный ход с Боголюбской иконой.
На месте явления Божьей Матери князю Андрею стоит часовня-киворий.
Здесь же летом 1174 года князь Андрей был убит заговорщиками. После смерти князя, на месте его гибели был основан монастырь.
Позднее здесь любил бывать и молиться князь Александр Невский. А в 1263 тело Александра Невского было привезено сюда после его внезапной смерти на пути из орды.
Много ещё знаменитых имён можно перечислять в связи с рассказом об истории Свято-Боголюбского монастыря. Андрей Рублев, чьи росписи украшают Успенский собор во Владимире, часто приезжал в Боголюбово. Бывал здесь и царь Иван Грозный. Приезжали сюда молиться патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон, князь Димитрий Пожарский и знаменитый генералиссимус Александр Суворов…
Внешний облик самого монастыря постоянно менялся. В 1842 году была возведена новая монастырская колокольня. Высота её 58 метров.
А 1866 году был построен собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери – один из самых больших храмов средней полосы России.
Он построен по лучшим образцам архитектора К.А. Тона, того самого, по чьему проекту построен Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в моём родном Ростове-на-Дону.
В храм Боголюбской иконы Божией Матери мы попали во время службы. Немного послушали певчих и полюбовались внутренним убранством храма. К сожалению, дети были уже уставшие, поэтому в соборе были недолго.
Монастырь этот возродился к жизни не так давно – в 1997 году. После революции он был в запустении. Затем в его зданиях разместились школа, почта, больница, отделение милиции и различные склады.
В конце 90-х началось возрождение монастыря. В него переселились из женского Задонского Преображенского монастыря 60 монахинь и архимандрит Пётр (Кучер), которые и занялись восстановлением святыни.
Сейчас настоятельницей монастыря является матушка Антония (Шаховцева), а духовником обители – архимандрит Пётр (верующие едут к нему со всей России за советами).
У стен монастыря, на спуске к пруду находится святой источник Боголюбского женского монастыря.
На стене монастыря висят правила для посещающих источник.
Палаты Андрея Боголюбского
Свято-Боголюбский монастырь известен тем, что в нём сохранилась часть загородной резиденции князя Андрея Боголюбского. Это единственное уцелевшее здание древнерусской гражданской архитектуры.
По свидетельствам современников, дворец князя в Боголюбове был просто великолепен. Летописи сравнивают его с храмом Соломона. В центре двора возвышался белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Он был соединён башнями и галереями с покоями князя и крепостью, окружавшей резиденцию.
А сама крепость была окружена кольцами каменных стен, валов и рвов.
Собор во имя Рождества Богородицы украшала каменная резьба, он сиял медью и позолотой, внутри его были керамические полы, а в окнах – витражи.
Князь Андрей прожил в Боголюбово 17 лет своего владимирского княжения. Здесь же принял мученическую смерть от своих политических противников.
Погиб он ночью на 29 июня 1174 г. в лестничной двухъярусной башне. Та самая башня и галерея из неё – крытый переход на хоры церкви – единственное, что дошло до наших дней от обширной и богатой резиденции князя. И то лестничную башню обнаружили под более поздними наслоениями случайно в середине прошлого века.
Шатровая колокольня над башней была возведена в XVIII веке.
Но не она привлекает внимание туристов, а сама белокаменная галерея с аркой и башня с лестницей, вьющейся вокруг колонны. Здесь возле лестницы – ниша, где лежало тело князя. Там стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы…
В XVIII веке Андрей Боголюбский был причислен к лику святых.
Палаты князя Андрея – уникальный памятник древнерусской гражданской архитектуры XII века. Они внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и используются совместно Свято-Боголюбовским монастырём и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
В наши дни Свято-Боголюбский монастырь является одним из духовных центров Русской земли. Здесь проводят и богослужения, и экскурсии для туристов. Монастырь входит в число достопримечательностей Золотого кольца России, его ежегодно посещают тысячи туристов и паломников.
Очень хотелось бы побывать тут ещё раз, когда дети немного подрастут и станут понимать больше – да с экскурсоводом, чтобы подробно рассказал и объяснил, где, что и как. Дети должны знать историю не только по учебникам. Так она становится ближе и реальнее.
Кстати, при монастыре есть Безплатная трапеза (по понятным причинам сохраняю орфографию, принятую в РПЦ) – для паломников и нуждающихся. Можете смело зайти туда и пообедать. А ещё там стоит чаша, куда можно положить деньги для нуждающихся. Или взять их, если Вы действительно в крайней нужде.
После посещения Свято-Боголюбского монастыря мы отправились к Церкви Покрова на Нерли. Вокруг неё был великолепный разлив, но, надеюсь, Вы уже познакомились с моими впечатлениями о прогулке по воде к этому храму.
Интересный рассказ о посещении Боголюбского монастыря можете почитать в блоге Галины Лукас. А на сайте Дорогами Срединного пути можно посмотреть красивые фото Боголюбово и монастыря.
Как найти. Находится Свято-Боголюбский монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Это совсем рядом от Владимира, буквально в паре километров.
Из центра Владимира ехать по Большой Нижегородской – эта улица далее переходит в дорогу до самого Боголюбово. Трасса Е22/М7. Монастырь виден сразу при въезде в посёлок. Координаты N056 11.814, E040 32.118.
Свято-Боголюбский монастырь очень значимое место для истории нашей страны. И, надеюсь, если Вы там ещё не были, то тоже захотите побывать.
——————
Схожие записи:
Дорога от Ростова-на-Дону до Владимира
Все-таки у таких старинных монастырей есть какая-то духовная атмосфера… Не то, что у современных новоделов…
Охотно соглашаюсь. Хотя так вроде быть и не должно, но да, есть такое — прямо чувствуется…
Сколько уже читаю про Боголюбово — у каждого свой взгляд, каждый замечает какие-то свои детали.
Правда, иногда жалею, что там сейчас монастырь — раньше можно было свободнее ходить по территории, рассмотреть фрагменты замка Андрея Боголюбского.
Ага. Тем не менее я нашла кадры у нас один в один — только облаками различаются. И даже голубей по три везде — они там, наверное, вечно сидят. 🙂
Мне не жалко, что монастырь. Я, конечно, немного смущаюсь, что вот я такая праздная с любопытством гуляю по таким местам, но всё равно — на душе становится светлее, что монастыри и храмы восстанавливают. И главное — что пускают туда мирян. Это же просто чудо! Ведь это всеобщее достояние — такие монастыри. А в новоделы могут и не пускать — это уже чисто монастырское, я и не рвусь в современные монастыри…
Ох, я уже запуталась (мало того, что смотрю и с каждым разом все сильнее хочу вернуться на Санторини, а всему виной расцветка), так еще и не могу понять — я этот монастырь уже у тебя видела или это другой 🙂
Хорош монастырь! Какое это Боголюбово милое!
Боголюбово я упоминала в обзорном посте про поездку по Золотому кольцу, но там фотографии этого монастыря не было — только церкви Покрова на Нерли, а фото самого монастыря ты могла видеть в рассказе про то, как мы плавали на лодке возле храма — я там этот монастырь в качестве ориентира привожу. Но там была всего одна фотография и о самом монастыре я в том рассказе не писала.
Ты, наверное, видела, в других блогах. У Маши или Галины, или у Сергея, где-то там я видела твой комментарий — и Санторини там тоже фигурировал. 😉
Галь, значит, у меня уже смешались кони и люди 🙁 Главное, что монастырь прекрасен 🙂 Но да, ты права, есть немного вот этот эффект присутствия, что сразу несколько человек чудесно рассказывают о схожих или тех же вещах. Память и восприятие ведь штуки коварные. А Санторини (которому уже икается там точно :)) лучше запомнился, ведь я там сама была, поэтому и ассоциации четче и ярче.
Ну само собой, сколько ни читай, ни смотри на фото — а всё же лучше один раз самой увидеть. Мне тоже те места, где сама была — всегда ближе и интереснее.
Неа, мне лучше запоминается, а вот интересна мне добрая половина планеты :)))) Я когда в Венецию поехала, казалось, что уже раз сто там была — многие повороты узнавала. Так мне туда сильно хотелось! А в Дубаях перед экскурсией в Бурч-Аль-Араб встала рано и без будильника — не могла поверить, что увижу его лично. Мне еще со школы и после песни про Дубаи туда хотелось. Но … это со мной редко бывает, в основном, я дрыхну как сурок и перед вылетом, и перед экскурсией. Плюс мы же уже высянили, что степень восторженности у меня средняя.
Еще раз повторюсь, что монастырь — чудесен! Но он это и без меня знает :)))) И вода, часами бы на нее смотрела и фоткала.
Я тоже перед поездкой изучаю карты, рассказы в Интернете — и тогда действительно многое узнаёшь, когда видишь воочию. Но всё равно, когда уже где-то была, то представляю место себе, конечно, лучше.
Иной раз всё же обманываешься в своих ожиданиях. Вот, к примеру, я не думала, что церковь Покрова на Нерли настолько маленькая. Хотя я столько про неё читала и слышала, и фото видела — а всё равно её больше себе представляла.
ПОнимаю тебя. Я так с часами Орлой пролетела. Помнишь? Я рассказывала как-то. Мне тоже они казались масштабными и высокими, почти под небом что-ли. А они оказались таааакими низкими. В смысле, расположенными ближе к людям и земле, чем я предполагала. Я раза три ходила на них смотреть и не верила. Думала, вдруг поднимутся 🙂
А мне тяжело находиться на территории монастырей, но я их всё равно посещаю.
А чего же там тяжёлого? Монастыри — не тюрьмы. Люди там добровольно живут, Богу служат, за всех нас молятся…
Сама атмосфера монастыря очень давит. Я один раз хотел пожить, но побыв три часа в ожидании настоятеля просто не выдержал и сбежал.
Сергей, монастыри, как и храмы и их настоятели очень разные бывают! Ну просто тебе в тот раз не повезло. Может, место было не твоё. Мне вот тоже не во всяком храме или монастыре уютно. Есть такие, где ну очень комфортно на душе — светло и спокойно.
Посещение таких монастырей делают человека духовней и добрей))
Не знаю, смотря кто и как посещает, с какими целями и мыслями… Но в любом случае хорошо, что такие места есть.
Чувствуется, что в монастыре вы провели достаточно времени. Очень подробный рассказ и «показ». 🙂 Много интересных фотографий, которых у нас нет. Жаль, что у нас получилось туда только забежать.
Спасибо, Галочка! А я вот ещё туда хочу, потому что хотела побывать внутри Лестничной башни и Рождественской церкви. А мы только в Боголюбской были.
Галь, а в башню пускают?
Кстати, ты там была в платке и юбке или без них? Мы залетели без всего и ходили полубоком. Боялись, что нас выгонят.
Насколько я поняла — туда только с экскурсиями пускают. То есть там не так, что дверь открыта и кто хочет — тот и зашёл. Я хотела поспрашивать у монахинь или служек, но как раз служба начиналась — и они все туда спешили — отвлекать было неудобно. Хотя в интернете попадались мне рассказы, что и монахини экскурсии проводили, людям там всё показывали — но это. может, по паломнической части договариваться надо.
Я была в шапочке (холодно ещё было) и в джинсах. Но при входе в храм надела юбку. Там, кстати, висят платки и юбки у входа. Но у меня своя в рюкзаке была — я её просто поверх брюк накидываю, она довольно длинная, так что выглядит хоть и странно, но прилично. 🙂 Хотя я даже в правилах вижу (иногда висят в храмах), что для женщин главное — головной убор в храме, а в юбке или в брюках — это уже не второстепенно, про это даже и не пишут. Сколько раз и на службах я видела женщин в брюках — никто не выгоняет. Вообще, может я что-то неправильно понимаю, но из храма выгонять вообще никого нельзя. Главное, чтобы человек вёл себя пристойно. Но платок всё же очень желательно, можно шапку надеть, шарфик с шеи, капюшон на крайний случай — главное, чтобы голова была покрыта.
Дамы, извините, что вмешиваюсь. В этом монастыре не была. Но когда-то стояла во время службы у нас в Харькове (тоже мужской монастырь). Ко мне подошел незнакомый парень и накинул мне платок на плечи (голова была покрыта) и дал новый крестик в запечатанном пакетике. Сказал, что у меня открытый сарафан и нет креста на шее — я привлекаю к себе внимание и неодобрение, что так стоять не стоит. И ушел. Я так и стояла в недоумении. Не могла понять с какими он намерениями подошел, зачем и как отдать деньги. К слову, он ничего не взял, но крестик тот я так и не носила.
Давно было, но меня так это удивило, что все еще помню.
О, действительно потрясающая история. В общем-то да, в сильно открытых вещах (декольте, мини-юбки и даже короткие рукава, когда плечи открыты) в храмы тоже не принято заходить. И уж тем более в монастырские — там всё всегда строже. И если обычные городские храмы ориентированы на современную паству и там спокойнее относятся к случайным посетителям в неподобающем виде, то сельские храмы и монастырские — это совсем другое.
Лет 10-12 назад я была в келье старца Павла, таганрожского святого. И вот обычно крестик ношу, а тогда цепочка порвалась. И мне смотрительница кельи тоже крестик подарила в запечатанном пакетике. И тут же верёвочку в него вдела и попросила молитву прочитать и перекреститься, а затем на меня надела. Объяснила, что негоже ходить по святым местам без креста. Я ей тоже хотела деньги отдать, а она не взяла.
Галь, когда мы были в Дивеево, нас из храма выпроводили. Причем у меня все было — и платок, и юбка. А у дочки (2 года ребенку) — не было платка и юбки. Она все время ходила в платке, но голова взмокла и она его сняла. Потом я пыталась одеть, но она снимала. Ребенок маленький, не объяснишь. Так вот выгнали. Я была в шоке. Беспредел настоящий.
Увы, в последние годы часто церковные люди (в основном бабки, буквально живущие в храмах) настолько неадекватно ведут себя, что это многих отталкивает от самой церкви. Некоторые мои знакомые даже уходят в католицизм по этой причине — объясняют, что католические священники и служители их храмов относятся к людям как к людям, а не как к какому-то быдлу, которое надо дрессировать. Я говорила на эту тему со многими нашими священниками. Они сами недовольны этой ситуацией. И некоторые даже беседуют с этими церковными бабушками на эти темы, да что толку… Наверное, это может быть даже темой для отдельной статьи. Потому что выгоняют из храмов, орут на тех, кто туда заходит и «не так стоит, не там стоит, не так крестится, не так свечку ставит» не сами священники, а простые бабки, которые, как сказал мне один замечательный священник, «чувствуют себя в церкви как дома, забывая о том, что это в первую очередь — дом Божий». Мне кажется, РПЦ давно пора заняться обращениями граждан по конкретным случаям, когда людей из храмов гонят. Но, видимо, у церкви иные проблемы… А то ведь трактуют слова «Не мешайте детям приходить ко Мне» настолько превратно, что пытаются навязать в школах уроки православия (а ведь в российских школах учатся не только православные — для этого есть церковно-приходские школы), и при этом выгоняют детей из храмов… Действительно беспредел. Иначе и не скажешь…
Да, умеешь ты рассказывать про чудеса древние… Я бы и десятой доли людям не поведал…
Спасибо, но это в основном не столько мои личные впечатления, сколько вторичное — пересказы уже известного. Личные впечатления всегда гораздо ценнее, хотя бы потому что уникальны. Но тут я решила не столько делиться впечатлениями, сколько просто показать, какой он, этот монастырь…
Очень нарядно и ярко смотрятся купола и кресты на них! Смотрю на фотографию и взгляд сам перемещается на них!
Мне такие купола гораздо больше золотых нравятся. И вообще, мне кажется, в монастырях не должно быть золотых куполов…
Даже не будучи в этом монастыре, чувствуется атмосфера умиротворения. Впрочем у меня всегда такое состояние при посещении таких мест. Чувствуешь какое-то невероятное спокойствие и легкость. Снимки замечательными получились, часть фотографий будто из набора открыток!
При посещении монастырей все-таки следует придерживаться определенных правил: женщины с покрытой головой и юбки (последнее и мужчин касается).
Спасибо, Игорь!
Мужчина в юбке — это только в буддизме или в шотландских храмах явление нормальное. Из православного такого точно попросят удалиться. 🙂 Наверное, Вы что-то иное имели в виду. 😉
Галина, я не раз бывал в Новоафонском православном мужском монастыре. Юбки там просят одевать и мужчин, но с той лишь оговоркой, что если они в шортах (об этом я, каюсь, забыл упомянуть :-)). Если на них брюки, то юбку естественно одевать не нужно.
Галина, как-нибудь соберусь, напишу пост о своем посещении этого монастыря с фотографиями, на одной из которых запечатлен процесс примерки юбок. Уж не помню, попало в кадр или нет само облачение в этот элемент гардероба, но фото с его демонстрацией на себе точно имеется. 🙂 Обязательно проинформирую вас о появлении на моем сайте такой статьи.
О, спасибо, Игорь! Я не знала про это. Муж мой в шортах только на пляж ходит, поэтому не сталкивались с таким никогда. Буду знать, очень интересная информация.
Буду очень ждать Ваш рассказ. Новоафонский монастырь — особенное место. К сожалению, там не была. Но, может, ещё буду когда-нибудь.
Голубые купола очень нарядно смотрятся на фоне неба.
Да, восхищают безмерно…
Удивительный храм, столько веков стоит на земле, столько всего пережил, видимо и впрямь место ему там предназначено было, не зря кони дальше не пошли.
О да, видно судьба быть монастырю на этом месте. Древний храм, увы, не сохранился — только сами палаты, их фрагмент с лестничной башней.
Но, ведь что-то было? Остановились же кони? Значит, знак был!
Без сомнения!
не дошли мы до него, а жалко, красотища то какая
Значит, в другой раз дойдёте. 😉
Красивый монастырь! Очень люблю белокаменную резьбу и синие купола. Это так нарядно и умиротворяющие смотрится!
Очень удивила «Безплатная трапеза»! Это же сколько им готовить приходится для паломников. Явно, что место очень посещаемое. Да и продуктов сколько надо на это. Вот это бескорыстие! Не думала, что где-то такое есть.
Бескорыстие — согласно церковным канонам должно быть «беЗкорыстие». 😉
Марин, наверное, опять был сбой на сервере. Точно помню, что отвечала на этот комментарий — а ответ куда-то делся.
Скоро покажу ещё два храма, которые потрясают всякое воображение. Вообще великолепными храмами богата Владимирская земля. Я тоже люблю белокаменную резьбу. Многие храмы давно мечтала увидеть.
А насчёт безплатной трапезы… При храмах часто кормят паломников без оплаты. Про это просто не все знают. И откуда вообще в монастырях корысть? Не ради корысти ведь живут и служат Богу.