Эту статью написал друг моего знакомого блогера. Её автор, Григорий Казачков, «биолог по образованию, географ и переводчик английского по профессии, и поэт в душе» (как он сам себя представил мне) рассказывает о своих впечатлениях от знакомства с прекрасной страной Эстонией.

Таллин

Старый Таллин. Автор фото Josep Renalias. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Размышления о том, что такое красивая жизнь

Статья первая, вводная

Красивая жизнь… что это значит? Привычка подбрасывает образы роскошных домов, ресторанов, кучи деликатесов, рек дорогой выпивки, массы любых удовольствий и, притом, в неограниченном количестве… – разумеется, покупаемых удовольствий! Проще говоря, красиво жить – это, в привычном восприятии, жить богато.

Красная икра

Да, многие из нас с этим не соглашаются! Одни знают такие украшения жизни, которые не покупаются, другие и вовсе ударяются в духовный поиск, а третьи редко задумываются о подобных вещах, находя для размышлений иные предметы.

Я тоже долго не задумывался о красоте в жизни и её значении, пока волею обстоятельств не оказался на короткое время вне привычной для себя среды и не взглянул на совершенно иную действительность. Надо сказать, это были весьма приятные обстоятельства! В двух словах: я оказался в Эстонии. В качестве туриста.

Таллин

Таллин. Вид на Верхний город Toompea. Фото с сайта ru.wikipedia.org

В тот день, когда пришёл в турагентство со словами «Хочу в Эстонию», я не имел к этой стране ни малейшего отношения. Моя жизнь никак не была связана ни с Эстонией, ни с Прибалтикой вообще. О стране я знал только то, что мог о ней знать любой житель России, который не только никогда там не был, но и никогда ею не интересовался. Получив из разговоров и слухов, мягко сказать, не лишённое предвзятости представление о Прибалтике, ехал не без опаски. Иные договаривались до того, что (то ли в шутку, то ли всерьёз) предсказывали мне… попадание в заложники… Может, просто недослышали и не поняли, куда именно я собрался?

Таллин

Таллин. Модель Старого города в Таллинском городском музее. Автор Jennifer Boyer. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Наконец, наступает этот незабываемый лично для меня момент: пересечение российско-эстонской границы. Незабываемый, потому что это было первое пересечение границы в моей жизни. Прежде я не переступал даже таких, где не нужна виза, а тут – буквально граница миров. На берегах пограничной реки Нарва два города: наш Ивангород – на правом берегу, и эстонский город Нарва – на левом. Перед мостом через реку наш пограничный контроль, для пассажиров автобусов, к счастью, не утомительный. За пограничным контролем мост, перекинутый через реку чуть ниже того места, где она протекает между двух высоких берегов. Приподнятое место на правом берегу заняла крепость Ивангород. Напротив, по ту сторону реки, и тоже на возвышении, – крепость Нарва.

Нарва

Две крепости: Ивангород (слева) и Нарва (справа). Вид против течения реки Нарва

Ну, как тут не вспомнить «Властелина колец», две башни и всё такое! Первая невольно приходящая в голову мысль, будто обе крепости так и не позабыли свои боевые времена; так и не примирились с уходом на пенсию и, будто старые генералы, до сих пор смотрят друг на друга как на врага, из-за которого, глядишь, снова понадобится в строй! Такое вот напоминание о бурном прошлом региона.

Ивангород

Крепость Ивангород

Все эти аналогии с генералами исчезают вскоре после того, как оставляешь за спиной реку с крепостями-пенсионерами, и въезжаешь на эстонский пограничный контроль. Там ещё проще, чем с нашей стороны: простой паспортный контроль и никакого досмотра, хотя тоже приходится подождать. Наконец, и этот контроль пройден. За окном город Нарва. Говорят, населён преимущественно русскоязычными, но из окна автобуса всё равно разительно отличается от Ивангорода! Никогда прежде не пересекая границ, я буквально кожей почувствовал – всё! Это уже не Россия, я вне!

Нарва

Крепость Нарва

Эта непривычная мысль окончательно утвердилась в голове уже за Нарвой, когда автобус вышел в сельскую местность. Север Эстонии выглядит намного менее лесистым, чем соседняя Ленинградская область России. Дорога окружена полями и сенокосами, леса расступаются в стороны. Порой даже появляется вид вдаль, за километры, будто это вовсе не лесная зона.

Дороги Эстонии

Поле у дороги

Аккуратные поля. Августовские сенокосы, по которым разложены рулоны сена, причём, в количестве, свидетельствующем об огромной урожайности.

Дороги Эстонии

Рулоны сена на полях

Пастбищ меньше, но есть… нет, не сразу об этом! Не из окна автобуса! Хотя, аккуратность, чистота, ухоженность и бережное отношение к земле бросаются в глаза сразу. Уже при виде из автобуса возникает какое-то общее ощущение полной сил здоровой страны, любимой её жителями.

Дороги Эстонии

Новая деревня

То и дело на полях и сенокосах попадаются одиночные камни или  скопления камней, но земледельцы не убирают их, а аккуратно обходят своей техникой.

Дороги Эстонии

Камень на поле

Не знаю, из каких соображений на полях оставляют камни, которые при современных машинах вполне возможно убрать хотя бы на край поля…

Дороги Эстонии

Скопление камней и камни на краю поля

Может, это что-нибудь религиозное, может старый обычай, а может быть, просто, стремление украсить свою жизнь.

Таллин

Украшение камнями на улице Акадеемиа в Таллине

Камни и всевозможные композиции из камней, особенно гранитных – это в Эстонии обычное украшение улиц и дворов.

Раквере

Камни в изгороди двора в Раквере

 

Сначала – Таллин!

 

Наконец, Таллин. Вернее сказать, сначала Таллин! Как мне кажется, большинство туристов начинают своё посещение Эстонии именно с Таллина, со столицы. Это крупнейший город страны, насколько я понял, тысяч четыреста жителей. Это портовый город. Там есть международный аэропорт, и автовокзал, где сходятся маршруты со всей страны, да ещё по меньшей мере нескольких соседних стран. Приехав в Таллин автобусом, я, естественно, попал на автовокзал, и именно там сделал свои первые шаги не только по Таллину, но и по Эстонии.

Таллин

Таллин, улица Одра, вид от автовокзала в направлении на Тарту манта. Первое что видит турист, вошедший в город через парадный вход автовокзала

Первое что обращает на себя внимание – воздух. Разница с родным городом чувствуется сразу, причём, даже если приезжаешь уже не впервые (забегая вперёд скажу: прежде чем написать всё это, я уже успел дважды съездить в Эстонию). Невероятно свежий воздух, как в глубине старого, заросшего высокими деревьями парка, а ведь это автовокзал! И не сельский автовокзал, даже не вокзал на окраине, а полный народа автовокзал посреди крупного города, столичная автобусная станция с добрым десятком платформ и интенсивным движением! Глазам не верю, но, выйдя оттуда, оказываюсь не на какой-нибудь лесистой окраине, ожидаемой по свежести воздуха, а среди городской застройки, прямо на заполненной автомобилями четырёхполосной магистрали.

Таллин

Таллин. Ратушная площадь с ратушей. Автор Enric Aragó. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Сколько раз не верил ни зрению, ни слуху, ни обонянию, вдыхая воздух, свежий как в глубине парка, –  и где? – на магистрали, забитой машинами в четыре ряда, а то и на перекрёстке двух таких! Как это может быть?!

Как такое возможно?! Сколько раз задавал себе в Эстонии этот вопрос, когда своими глазами видел то, что за минуту до этого считал совершенно невозможным на нашей Земле!

Населения в Таллине не намного меньше, чем в моём родном Оренбурге, но всё-таки меньше, поэтому интенсивность дорожного движения, вполне достойная столицы, оказалась некоторой неожиданностью. Тем более, Эстония – не богатая страна, чтобы ожидать по машине на каждого. Но ещё большей неожиданностью оказались взаимоотношения на дороге, благодаря которым даже на полотне, наполненном автомобилями шестиполосном шоссе, подземные переходы, в общем-то, не нужны. Никто особенно не торопится, вероятно, никто не считает в глубине души, что жизнь пропала зря, если проехал вторым. Пешеходов пропускают инстинктивно и как будто заранее, не доводя дело до необходимости скрипеть тормозами.

Таллин

Таллин. Часть крепостной стены с башнями. Фото Hajotthu из немецкой Википедии

Между прочим, последние годы не без удовлетворения отмечаю в родном Оренбурге те случаи, когда меня пропускают на переходах в той ситуации, когда в прежние годы, скорее всего, не пропустили бы. После Эстонии я стал обращать внимание на такие вещи и, можно сказать, испытываю наслаждение от каждого случая вежливости на дороге.

Недолго пробыл я в Эстонии, но успел убедиться, что эти сказочные для нас взаимоотношения на дороге – они не сами по себе. Человек – нормальный человек, разумеется – раздвоиться не может, поэтому за рулём он не какой-то другой, а тот же самый, что и пешком. Вежливость, в первый момент бросившаяся в глаза именно на дороге, с каждым новым шагом по стране давала себя заметить при самых разных обстоятельствах.

Таллин

Таллин. Автор коллажа The Emirr. Фото с сайта ru.wikipedia.org

Об этих обстоятельствах я расскажу в моих следующих статьях, и ещё не один раз! Сейчас же, завершая вводное слово, скажу о другом: далее я разделяю мои путевые впечатления от рассказа о визуальной культуре Эстонии. Путевые впечатления будут изложены в следующих статьях на сайте Дороги мира, и начнутся они со слов опровержений двух мифов об Эстонии, которые, как мне кажется, прочно укоренились в нашем сознании. Рассказ о визуальной культуре Эстонии, относящийся уже немного к другой теме, будет опубликован на Капле света, сайте о красоте и визуальном искусстве.

А Вы были в Эстонии? И какие у Вас впечатления оставила эта страна?

© Григорий Казачков, специально для сайта «Дороги мира», 2014. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

—————

Схожие записи:

Мифы и небылицы об Эстонии. Миф первый: медлительность эстонцев

Мифы и небылицы об Эстонии. Миф второй: эстонцы не любят русских

Бизонья ферма в Эстонии

Ночная Прага

Прага осенью. Прогулка по Вышеграду

Старинные замки Германии

Венецианская мечта

Крит — райский остров

Спасибо, что поделились ссылкой на эту статью со своими друзьями в социальных сетях! Счастливых Вам путешествий!