Посещение крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске запомнилось надолго. Мы первый раз в жизни побывали на настоящем военном корабле, пусть уже и навсегда пришвартовавшемся к берегу.
Приглашаем вместе с нами осмотреть боевой корабль, являющийся уникальной достопримечательностью Новороссийска.
Крейсер «Михаил Кутузов» спустили на воду в 1951 году. Это – настоящий боевой корабль. Служил на Черноморском флоте, курсируя по водам Чёрного и Средиземного морей и Атлантики. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
За время службы корабль боевой славы прошёл более 220 тысяч миль.
Экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»
Военное судно огромное. Выглядит внушительно. Длина корабля – 210 метров, ширина – 22 метра, высота 59,5 метров, осадка – 7,5 метров, полное водоизмещение – 18640 тонн.
Нам достался экскурсовод, прекрасно владеющий историей и языком. Он столь интересно и увлечённо говорил об истории корабля, его обустройстве, что я пожалела, что не записала всё на диктофон. Так что расскажу, что запомнила. И то, что вычитала в книге, купленной на крейсере по окончанию экскурсии.
Корабельный колокол весит 86 кг. Отлит из сплава бронзы и серебра.
В рынду (корабельный колокол) нам звонить не разрешили. Но один раз позвонил сам экскурсовод, попросив, чтобы мы предварительно закрыли уши руками, чтобы их не заложило. В открытом море звон корабельного колокола разносится на 14 километров в округе. Представляете, каков звук? Интересно, насколько далеко разносится звон рынды крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске? Мне кажется, жители всего Центрального района точно слышат.
Экскурсовод посоветовал, чтобы ходили только за ним, не отклоняясь от маршрута и никуда не сворачивая. И пошутил, что на корабле 2,5 тысячи помещений, так что если мы заблудимся – найдут не скоро.
Заботливо предупреждал всех посетителей, где надо пригнуться, чтобы не удариться головой, где внимательно смотреть под ноги.
Нашей младшей дочке разрешил навести зенитную артиллерийскую установку. Из зенитки можно поразить воздушную цель, находящуюся в 3 километрах, а объект на воде – до 4 километров.
Установка главного калибра крейсера стреляла до 32 километров. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!
Мы узнали, что флаг корабля, расположенный на носу, называется гюйс (крепостной флаг). Он поднимается на кораблях 1-2-го ранга, когда те стоят на якоре или пришвартовываются к причалу. Корабль-крепость.
Корабль принадлежит к типу лёгких артиллерийских крейсеров проекта 68-бис и считается шедевром мирового кораблестроения, отличавшимся прекрасными мореходными качествами и непотопляемостью. Непотопляемость обеспечивают водонепроницаемые переборки 16 отсеков. Двойное дно обеспечивало защиту от торпед и морских мин.
Кстати, на корабле можно увидеть морскую мину послевоенного образца. Огромная! На борту могло находиться до 68 таких. Мины транспортировались по специальным минным дорожкам.
У крейсера «Михаил Кутузов» 3 палубы и 3 платформы.
Два якоря. Каждый весит 7 тонн.
А якорные цепи весом каждая 30 (да-да, тридцать!) тонн!
Когда-то личный состав крейсера «Михаил Кутузов» насчитывал 1129 человек, сейчас – всего 42.
Крейсер мог находиться в автономном плавании целый месяц, имея огромные запасы воды, продовольствия, снаряжения.
Нам показали только часть корабля: артиллерию крейсера и первый ярус вниз после палубы, где находятся кают-компания, медблок, кубрик.
Поразил медицинский блок корабля: операционная, послеоперационное отделение, изолятор, лазарет на 24 человека, рентген–кабинет, кабинеты врачей (терапевта, хирурга, стоматолога).
Экскурсовод пошутил, что зубы морякам лечили без наркоза – мол, всё равно за шумом двигателей криков никто не слышал. А, может, и правда без наркоза лечили?
На корабле имеется 38 кубриков для размещения личного состава и две кают-компании – офицерская и мичманская. В офицерской кают-компании разрешалось находиться только офицерам.
В кают-компании офицеры проводили совещания, отдыхали, принимали пищу.
Нам разрешили посидеть в кают-компании и осмотреться.
Это просто чудо, что корабль дожил до наших дней. В 1996 году крейсер «Михаил Кутузов» хотели утилизировать, но совет ветеранов крейсера отстоял его, убедив руководство страны сделать из военного корабля музей.
Это – единственный крейсер из проекта 68-бис, сохранившийся до наших дней. Всего было построено 14 таких кораблей. Остальные – списаны и пущены на металлолом.
На корабле жил Высоцкий
Крейсер «Михаил Кутузов» неоднократно снимали в фильмах. На нём в Севастополе снимали «Увольнение на берег» (1961 г.) Роль матроса Петра играл Владимир Высоцкий. Артисты для лучшего вживления в образ надели матросскую форму и жили в кубрике личного состава. Ели, спали, поднимались по тревоге – как все члены экипажа. А, отдыхая от съёмок, Высоцкий пел морякам свои песни.
При этом сослуживцы по кораблю Высоцкого вспоминали, что артист был наравне с ними, простой, открытый и общительный.
Тогда Высоцкому повезло встретиться с Гагариным и Титовым. Всю съёмочную группу и актёров выслали на берег на время визита космонавтов, а Высоцкий настолько хорошо вжился в роль матроса, что его приняли за своего.
Кто только не был на борту корабля: космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович, Андриян Николаев, президент РФ Владимир Путин и даже президент Индонезии Сукарно и король Эфиопии Хайле Селассие I. Побывали на нём и мы.
Достоинства: крайне интересно, недорого, разрешают всё снимать на фото и видео. Экскурсия очень понравилась.
Недостатки: Главный минус экскурсии – мало показали и всё довольно быстро. Очень хотелось увидеть больше. Ведь на корабле чего только нет: камбуз, типография, библиотека, хлебопекарня, сапожная мастерская. Ни боевую, ни ходовую рубку не показали. А ведь человеку, который никогда не был на военном корабле, это чрезвычайно интересно.
Во время экскурсии надо соблюдать правила безопасности, о чём постоянно предупреждает экскурсовод. Категорически нельзя подходить к ограждениям по борту, так как леера тонкие и старые. К тому же могут лопнуть и отстрелить.
Детей сказали держать всё время за руку, не отпуская, так как могут упасть за борт, а там – глубина порядочная.
Он расположен на причале Морского вокзала. Адрес: Набережная им. Адмирала Серебрякова, 2а. Координаты: N44 43.266 E37 46.926. Тел.: 8 (918) 114-65-85, 210-74-10, 8 (988) 314-75-83.
Можно доехать городским транспортом до остановки у кинотеатра «Смена».
Экскурсии проводятся с 11 до 18 часов, кроме понедельника.
Без экскурсовода вход запрещён. Экскурсия платная. Для взрослых – 200 рублей, для детей и пенсионеров – 100 рублей. Детишки до 7 лет бесплатно. Фото, видеосъёмка оплачивается дополнительно – 50 рублей.
Расписаний экскурсий нет. Как наберётся минимальное количество желающих – так и ведут. Экскурсии водят группами от 10 человек. Мы пришли первыми, поэтому пришлось ждать минут 15, пока подойдут другие желающие.
Будете в Новороссийске – обязательно побывайте на этом уникальном корабле!
Понравилась Вам экскурсия по крейсеру «Михаил Кутузов»?
Ещё интересные статьи о Новороссийске и его окрестностях:
Семь ветров Новороссийска — красоты и легенды
Озеро Абрау — голубая жемчужина в зелёной оправе
Озеро Абрау – красивое и самое большое озеро Краснодарского края
Абрау-Дюрсо – центр винного туризма
Памятник пастуху из фильма «Весёлые ребята» в Абрау-Дюрсо
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2016. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Это помогает сайту развиваться!
Была на «Кутузове» в прошлом году. Потрясающий корабль! Интересно, сколько читаю отзывов о нем — все разные. И это здорово!
А ты не успела о нём написать? Искала у тебя на сайте — не нашла. Интересны были бы твои впечатления.
Что-то у деток глазки не особо радостные… Видно экскурсовод задёргал: туда не ходи, сюда не ходи, рынду не трогай, леер не трогай. Хорошо, что присесть разрешил, мог бы скомандовать:»Встать! Смирно! Равнение на середину!»
Хороший корабль… Хорошо, что сохранили.
Пока собирался на Семь ветров Новороссийска — здание снесли. Вот и на крейсере ещё не был, начинаю собираться…
И к крейсеру тоже надо поспешить, Георгий. Ибо ходят разговоры, что он там не на своём месте и его хотят куда-то перенести. То ли на другую стоянку в Новороссийске же, то ли вовсе в Севастополь, откуда прибыл…
А насчёт глазок деток — нормальные глазки. Просто не всегда есть у них настроение фотографироваться. И плюс ещё яркое солнце после тёмных помещений корабля. А экскурсовод замечательный!
Была на крейсере «Кутузов» лет десять назад, теперь с большим удовольствием освежила вместе с Вами свои воспоминания
Побывать на настоящем крейсере очень интересно. Мы когда-то были на экскурсии на «Авроре», по сравнению с «Михаилом Кутузовым» она старушка, но все равно было интересно. Конечно, все хочется детально рассмотреть. Думаю, что не только детям, но и взрослым очень познавательно и впечатляюще.
Ирина, а я на «Авроре» так и не побывала, хотя столько раз была в Питере. А было бы интересно! Надеюсь, получится и там побывать. Исторический корабль!
Так здорово. Он такой огромный. Никогда внутри таких кораблей не была. А внутри ощущение замкнутого пространства.
Оно и есть замкнутое, Арина. 🙂 Думаю, на подводной лодке ощущения от замкнутого пространства ещё менее комфортные. А люди ведь там живут достаточно долго.
Мы когда были в Новороссийске тоже посещали этот крейсер. И хоть я и не интересуюсь морской военной тематикой, корабль произвел неизгладимое впечатление… Мощь, сила, достойный символ всего морского флота России..
Солидная махина… Уже одни размеры впечатляют, а посмотреть, как все на корабле обустроено, очень любопытно. Даже, если демонстрируют небольшую его часть. А Юлечке повезло больше всех экскурсантов)))
Настоящая экскурсия. Спасибо, Галюш! Было интересно прочитать и посмотреть. Сколько были в Новороссийске, на «Кутузова» так и не сходили. Теперь смотрю, понимаю, что зря.
Галюш, я думаю, у вас будет возможность сходить туда. Сонечке наверняка понравится. Наши дети были в восторге. Они в первый раз были на таком большом, да ещё военном корабле. Да и нам с мужем тоже было очень интересно. Экскурсовод ещё попался замечательный, много и интересно рассказывал.
Галина, не рассказ, а прям экскурсия! Была давно, более 10 лет назад на крейсере, ещё раз, с удовольствием, снова бы посетила его с хорошим экскурсоводом послушать факты и подробности.
С корабля красивый вид на город.
Переносить крейсер вроде бы не должны, обещают реконструкцию.
Цена за экскурсию приятная, но думаю после реконструкции повысится.
Карина, в местных новостях я читала, что обсуждали перенос в Севастополь. Если передумали — это здорово! Крейсер уже сжился с Новороссийском. Без него Новороссийск был бы не тот…
Споры были о переносе в Севастополь, но решили, что крейсер стал символом города Новороссийска и после ремонта, который будет проходить в Керчи или Севастополе, его вернут, только место будет у Западного мола, но он останется кораблем-музеем. По крайней мере будем надеяться, что так и будет.
Ну и здорово, Карина! Я так рада, что решили оставить корабль в Новороссийске! Ну а то, что место стоянки будет другое — это ничего. Ведь крейсер — действительно символ города. Нельзя забирать у города символы.
У нас, например, до сих пор народ в недоумении, что памятник Григорию и Аксинье из «Тихого Дона» перенесли с левого берега Дона в Вёшенскую. Он стоял у нас так долго! А потом, вместо того, чтобы сделать новую скульптуру в Вёшках — взяли, забрали у Ростова памятник — и поставили там. А место в Ростове так до сих пор и пустует… С тех пор скульпторы наделали уже немало скульптур для города (некоторые такие, что лучше бы и вовсе не делали) — и никто не додумался сделать наш, ростовский памятник героям шолоховского романа вместо утраченного…
Были в 2014 году. Видели. Понравилось. Наверно это не этично с моей стороны, но почему Путин резидент? ☺
Андрей, огромное Вам спасибо! У меня свои представления об этике. И я всегда очень благодарна всем читателям, которые вылавливают опечатки и указывают на фактические ошибки или неточности. Просто буква «П» загадочным образом потерялась!!! Спасибо, что заметили!
Хорошо, что кораблю не утилизовали, а сделали из него музей. Размеры корабля очень впечатлили. Высота 59,5 м — это же как 20-ти этажный дом. Вот это махина.
Наша экскурсионная группа из Анапы и Витязево посетила корабль 01.07.2016г. На корабле дали время сфотографироваться, проникнуться мощью крейсера, походив по палубе. Экскурсию вели 2 экскурсовода: начинал и заканчивал Александр Викторович, а по трапам и этажам нас водил Владимир Васильевич. Рассказ был очень интересный. Впечатление осталось настолько сильным, что я уже посоветовала практически всем своим знакомым в Балашихе посетить эту экскурсию и всем своим друзьям на своих страницах в соц. сетях. Я даже не решилась добавить другие фотографии с пляжа и других экскурсий в альбом «Новороссийск», рука не поднялась. Реально понятно, что живёшь под мирным небом благодаря тому, что кто-то в боевых и экстремальных условиях плавает вот на подобных крейсерах.
Так и есть, Наталья! Спасибо Вам за столь интересный подробный отзыв. Нашей семье тоже очень понравилась экскурсия на крейсер. Дети до сих пор вспоминают, хотя уже почти год прошёл.
Крейсер — куча ржавого железа, экскурсия — уши вянут от скуки, персонал — ряженные […вырезано модератором…] на палубе, грязь и гнилые деревяшки. Напрасно потраченное время и 500 рублей, посмотреть можно только издалека, а лучше и не смотреть.
Как Вы правы, серж! Некоторые вообще ходят смотреть на битые черепки найденные на свалке — потерянное время и деньги. Вот если бы эти черепки были в виде целой амфоры, да ещё с греческим вином внутри — тогда другое дело.