В Ростовской области много чудесных мест. Некоторые из них чудесные в буквальном смысле.
Одно из таких мест находится в слободе Петровка Мясниковского района. Известно больше под названиями Криничка, Криница, или просто Святой источник в Петровке – из-за Живоносного родника с интересной историей и преданиями.
ОБРЕТЕНИЕ ИКОНЫ
В устье балки Желобок (позднее её назвали Грушиной балкой) был родник. Каждую весну местные пастухи расчищали его и обкладывали камнями, из-за чего источник прозвали Молодецким Колодезем.
А потом тут явилось чудо. В конце августа 1841 года несколько крестьян заночевали близ кринички. Утром один из них пошёл к роднику и увидел на воде икону Божией Матери с младенцем.
«При этом святая икона не плавала, а как бы кем поддерживаемая, стояла прямо, касаясь своим основанием небольшого камня, лежавшего на дне неглубокого колодца», – пересказывали эту историю «Донские епархиальные ведомости» в апреле 1914-го.
Крестьянин побежал обратно и рассказал людям о явившемся ему чуде. Все поспешили к источнику и увидели икону, стоящую в воде.
Помолившись перед образом Богоматери, крестьяне сообщили управляющему, который прибыл к роднику увидеть всё своими глазами.
ЧУДЕСА ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА
Слава о чуде разнеслась по округе.
А вскоре исцелилась у источника сорокалетняя казачка из Новочеркасска Матрона Андреевна Зотова. Она полжизни страдала от падучей, а как приложилась к иконе, напилась из родника и облилась его водой – страшной болезни как не бывало.
Через три года после обретения иконы источник освятил священник отец Андрей Китайский из соседней слободы.
У Кринички постоянно собирались толпы страждущих исцеления. Вся степь вокруг была заставлена палатками да кибитками. Люди жили тут месяцами, молились, пили воду, купались и… исцелялись.
А та самая Матрона Зотова построила домик у источника и принимала там паломников. На пожертвования богатых странников она содержала в своём доме бедных больных, а на себя саму почти не тратилась. Если же кто-то всё же помирал, того Матрона хоронила за свой счёт.
Она же и насобирала с пожертвований благодарных паломников огромные по тем временам деньги – 5 тысяч рублей на строительство церкви у святого источника. А вокруг храма разбила плодовые сады.
Слава Кринички росла с каждым годом. По преданию, однажды у источника остановился целый казачий полк. Многие были с тяжёлыми ранами после сражений. Казаки пожили какое-то время у родника и все уехали по домам здоровыми.
Когда слухи о многочисленных исцелениях дошли до властей, была прислана к Криничке комиссия (в составе: генерал-майор Краснов, протоиерей отец Семён Салтыков, инспектор врачебной управы, надворный советник Божковский), которая документально засвидетельствовала чудотворность источника:
«…Употребление воды из источника… посредством обливания и внутренних приёмов привело к тому, что некоторые из жителей упомянутых посёлков и окрестных мест получили облегчение, а другие совершенно выздоровели от разных более или менее важных болезней…» (выдержка из Указа св. Синода от 5 августа 1842 года за номером 11981 в Донскую духовную Консисторию).
Долгое время Криничка была объектом паломничества верующих людей. Сюда приходили пешком со всего юга России и с соседней Украины – за исцелением. Всех влекла в себе чудо-криничка.
БЫВАЛА ЗДЕСЬ И СЕМЬЯ ЧЕХОВЫХ
Об одном из посещений Кринички летом 1873-го рассказывал брат писателя Михаил Чехов:
«До Кринички добрались к вечеру, когда заходило солнце. Это было обыкновенное село, в котором при церкви стоял колодец с очень холодной водой, почитавшейся целебной. Около колодца был выстроен барак, в котором этой водой обливались, черпая её вёдрами».
Тогда Чеховы прожили у Кринички два дня, а потом направились дальше, в гости к деду и бабке, Егору Михайловичу и Ефросинье Емельяновне Чеховым, жившим в Княжей (ныне Плато-Ивановка) «вёрст за двадцать в сторону от Кринички».
Сейчас Живоносный источник заключён в небольшую часовню. Воду в источнике может набрать каждый. Рядом есть купальня.
На холме над источником стоит церковь. Она возведена в 1858 году по проекту новочеркасского архитектора Ивана Вальпреде (самая известная его работа – Атаманский дворец в Новочеркасске).
Храм специально построили в сторонке, на холме, чтобы он своей тяжестью не давил на водоносные слои. Ну и чтобы был виден издалека, как и положено храму.
После революции, когда начались гонения на церковь, источник неоднократно засыпали землёй, но люди по ночам приходили к нему и вновь раскапывали. Тогда Криницу завалили камнями, а часовню над ней разрушили. Паломничество к источнику прекратилось…
Сама же церковь уцелела только потому, что в ней был устроен склад, а после войны – ремонтная мастерская сельхозтехники.
В конце прошлого века началось возрождение храма. Местная жительница Зоя Королькова случайно нашла старинные документы и книгу о Живоносном источнике. Обратилась в Епархию, заинтересовала людей. И началось восстановление храма. Сельчане сами вынесли из храма весь мусор, откопали и облагородили источник. А вскоре в храме возобновились службы…
ЧУДО НАШИХ ДНЕЙ
Случаются здесь чудеса и в наши дни. Да какие! В газете «Родник» Матвеева Кургана рассказана одна из таких историй. Муж с женой принимали участие в реставрации церкви. Он – художник, она – маляр-штукатур. Два месяца жили супруги в Петровке.
Женщина была постоянно мучилась мигренью. И вот посоветовали ей мыть голову в источнике. Вскоре она совершенно исцелилась.
И вот уже срок пришёл возвращаться супругам домой, едут они, а муж вздыхает: «Тебе, Танюша, Богородица помогла, а я, видать, такой грешник, ничуть не легче мне стало». А жена ему в ответ: «Значит, без души ты молился. Вот как поверишь – так и тебе воздастся».
Приехали домой, муж вышел из машины, запер гараж и схватился за голову: «Ой, Татьяна! Да я же очки в храме оставил!» А зрение у него было такое, что он не то, что машину водить – по дому без очков не ходил!
В благодарность за исцеление супруги не взяли за свою работу ни копейки, а слава о Криничке стала разрастаться ещё больше.
Сейчас это место массового паломничества по выходным из Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска. Со всех концов России едут сюда люди, снимают жильё у местных и верят в чудодейственную силу воды.
Ещё интересные статьи о донских храмах:
Новочеркасск — столица донских казаков
Сурб-Хач – армянский храм на Дону
Станичная церковь столичной красоты: Успенский храм в станице Калитвенской Ростовской области
Красота в глуши Ростовской области: хутор Дядин из 15 домов и его великолепный старинный храм
Крестовоздвиженский храм хутора Астахов
Станица Краснодонецкая: руины, скалы, старинный храм
Храм Вознесения Господня в хуторе Сусат
Храм в станице Манычской – один из самых красивых в Ростовской области
© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2022. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.
Это помогает сайту развиваться!
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Сайт их никуда не передаёт, это только для внутренней работы сайта..
Политика конфиденциальности.